Перспективы стандартизации профессионального образования
https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-1-93-104
Аннотация
Рассматривается проблема стандартизации в системе профессионального образования в современных условиях. В советские времена унификация в системе профессионального образования была всеобъемлющей на основе типовых учебных планов, согласованных с соответствующими отраслевыми министерствами. В 1992 году законом РФ «Об образовании» были введены образовательные стандарты для сохранения единства профессионального образования в стране. Одновременно в нашей стране проходило становление структуры высшего образования. В 2000 году учебно-методические объединения разработали единые стандарты по каждому направлению подготовки дипломированных специалистов - стандарты второго поколения.
После вхождения России в общеевропейское образовательное пространство стандарты стали разрабатываться для каждого направления (специальности). Принципиальное отличие стандартов третьего поколения заключалось в новых подходах к оцениванию результатов высшего образования: переход от традиционной ориентации на сформи-рованность знаний, умений и навыков, к оценке социально личностных и профессиональных компетенций выпускников. Введение компетенций в стандарты в качестве результатов образования предполагало преобразование системы воспитания и обучения студентов для их достижения. Однако в вузах сохранилась традиционная лекционно-семинарская система обучения, заключающаяся в передаче информации и ее запоминание обучающимися.
После неоднократных модернизаций стандарты третьего поколения стали носить рецептурный характер и потеряли свою актуальность.
Предлагается разработать стандарты на организацию учебного процесса для каждой категории образовательных программ (бакалавриат, специалитет, магистратура), в которых отразить общие требования по срокам и формам обучения, структуре программ и условиям их реализации. Учебно-методическим объединениям совместно с представителями работодателей разработать квалификационные характеристики выпускников направлений (специальностей) подготовки, которые будут систематически обновляться в соответствии с изменениями рынка труда. Основными документами в системе профессионального образования должны стать образовательные программы, разработанные вузами. Система образования будет построена на основе академических свобод и автономии учебных заведений, отвечающих за качество подготовки обучающихся.
Об авторах
В. П. СоловьевРоссия
Соловьев Виктор Петрович - кандидат технических наук, профессор.
309516, Белгородская обл., Старый Оскол, микрорайон им. Макаренко, д. 42.
Т. А. Перескокова
Россия
Перескокова Татьяна Аркадьевна - кандидат педагогических наук, доцент.
309530, Белгородская обл., Старый Оскол, ул. Ленина, д. 14/13.
Список литературы
1. Рудской Е.И., Боровиков А.И., Романов П.И. Концепция ФГОС ВО четвертого поколения для инженерной области образования в контексте выполнения поручений Президента России. Высшее образование в России. 2021;30(4):73-85. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-73-85
2. Рудской А.И. О концепции ФГОС ВО четвертого поколения для области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». 31 марта 2021 г. URL: https://25fumo.mai.ru/meetings/Materialy_KS_31.03.2021.pdf (дата обращения: 26.02.2022).
3. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает. М.: ИД ВШЭ; 2021. 616 с.
4. Соловьев В.П., Пахомов Н.Н., Перескокова Т.А. Два измерения кризиса высшего образования в России. Высшее образование сегодня. 2021;(3):2-10. URL: https://readera.org/dva-izmerenija-krizisa-vysshego-obrazovanija-v-rossii-148321513 (дата обращения: 27.02.2022).
5. Григораш О.В. Высшее техническое образование в эпоху перемен. Высшее образование сегодня. 2018;(3):6-9. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.18.03.P.06
6. Кочергин А.Н. Образование как фактор национальной безопасности. Alma mater (Вестник высшей школы). 2018;(9):21-23. https://doi.org/10.20339/AM.09-18.021
7. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». URL: http://base.garant.ru/10164235/ (дата обращения: 28.02.2022).
8. Коршунов С.В. Системе стандартизации образования в Российской Федерации - четверть века. Высшее образование в России. 2018;27(3):23-37. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1311 (дата обращения: 26.02.2022).
9. Сенашенко В.С., Хапин В.Г. ГОС ВПО третьего поколения. Не пора ли остановиться? Прикладная информатика. 2006;4(4):64-72. URL: http://www.appliedinformatics.ru/general/upload/articles/Informatika4-64-renamed.pdf (дата обращения: 26.02.2022).
10. Хисматуллина З.Н. Эволюция стандартов высшего образования: от ориентации на знания, умения и навыки к оценке компетенций. Вестник Казанского технологического университета. 2013;16(22):397-401.
11. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 (послед. ред.) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 26.02.2022).
12. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Профессиональное образование: современное состояние и новые подходы. Экономика промышленности. 2021;14(1):129-140. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-1-129-140
13. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход. Высшее образование сегодня. 2004;(8):26-31. URL: https://gigabaza.ru/doc/15942.html (дата обращения: 26.02.2022).
14. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов. Высшее образование сегодня. 2004;(3):20-26. URL: https://studylib.ru/doc/728806/kompetentnost._-v-strukture-modeli-kachestva-podgotovki (дата обращения: 26.02.2022).
15. Федеральный закон №184-ФЗ от 27.12.2002 (ред. 02.07.2021) «О техническом регулировании». URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-27122002-n-184-fz-o/ (дата обращения: 26.02.2022).
16. Кочетов А.И., Григорьев В.М. Болонский процесс. Стандарты и директивы ENQA. М.: Изд. дом МИСиС; 2008. 75 с.
17. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200124393 (дата обращения: 26.02.2022).
18. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека. Высшее образование сегодня. 2005;(11):14-22. URL: https://studfile.net/preview/1811133/ (дата обращения: 26.02.2022).
19. Галимзянов Х.М., Попов Е.А., Сторожева Ю.А. Формирование и оценка компетенций в процессе освоения образовательной программы ФГОС ВО. Астрахань: Астраханский ГМУ; 2017. 69 с.
20. Перескокова Т.А., Соловьев В.П. Педагогические аспекты повышения качества образования. Старый Оскол: ТНТ; 2018. 200 с.
21. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI в.: проблемы, перспективы, решения. Науковедческие исследования. 2014;(2014):42-58.
22. Перескокова Т.А., Соловьев В.П. От педагогики «научения» к педагогике «возможностей». Alma mater (Вестник высшей школы). 2019;(9):18-26. https://doi.org/10.20339/AM.09-19.018
Рецензия
Для цитирования:
Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Перспективы стандартизации профессионального образования. Экономика промышленности. 2022;15(1):93-104. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-1-93-104
For citation:
Solovyov V.P., Pereskokova T.A. Prospects of standardization of professional education. Russian Journal of Industrial Economics. 2022;15(1):93-104. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-1-93-104