Preview

Экономика в промышленности

Расширенный поиск
Том 14, № 2 (2021)
Скачать выпуск PDF

Теория и практика стратегирования 

153-163 278
Аннотация

Происходящие кардинальные изменения в мировой экономике в большей степени носят неслучайный характер. Они продиктованы проявлением множества стратегических факторов, формирующих те или иные тренды разной продолжительности, уровня и масштаба. Многообразие глобальных тенденций транслируется на региональные и национальные уровни, создавая новые вызовы для общества и экономики, последствия которых становятся все более непредсказуемыми. Проявление дестабилизирующих факторов в условиях, когда одновременно происходит истощение ресурсной базы и вынужденно сокращается требуемое время на поиск, обоснование и принятие долгосрочных стратегических решений, приводит к тому, что ошибочный выбор приобретает высокую цену уже на ранних этапах формулирования долгосрочных ориентиров. Это подчеркивает крайнюю необходимость выбора выверенной методологии разработки и реализации стратегий, способных не только определить долгосрочные ориентиры развития объекта стратегирования, но и вобрать в себя и учесть целый спектр стратегических факторов, выстроить на их основе систему взаимосвязанных элементов, которая обеспечит последовательную и эффективную реализацию намеченной доктрины. Всплеск востребованности в стратегии в конце XX в. и низкий уровень культуры стратегирования из-за использования набора методологически неверных и необоснованных инструментов стратегирования привел к смешению таких понятий, как «стратегия», «прогноз», «тактика», «план», «программа», «проект», что стихийно породило большое количество стратегических документов, опирающихся на методологию, имеющую в своей основе структурные ошибки. В статье рассмотрена одна из таких ошибок, проявляющаяся еще на нулевом этапе стратегирования, но уже ведущая к критической неудаче, и которая заключается в выборе подхода к сканированию внешней и внутренней среды. Показано, что SWOT-анализ, чаще используемый для разработки стратегических документов, несостоятелен, а основанные на его результатах документы не являются стратегическими. В свою очередь, обосновывается использование OTSW-анализа как метода сканирования внешней и внутренней среды, соответствующего стратегическому мышлению и ведущего к построению практичных и эффективных стратегий инновационного развития. Делается вывод о формировании новой культуры стратегирования, обусловленный переходом к обоснованному методологическому подходу разработки и реализации качественных стратегий, опирающихся на результаты OTSW-анализа.

164-171 64
Аннотация

Транзитные коммуникации и объекты инфраструктуры являются одними из основных условий пространственного социально-экономического развития государств. В структуре мирового экспорта транспортных услуг более половины составляют услуги по перевозке грузов. Уникальное географическое положение России между Европой и Азией, наличие приграничных морских путей позволяют ей стать частью мировых глобальных транспортных потоков, обеспечивая тем самым развитие транзитного и экспортно-импортного потенциала с привязкой к «точкам входа» в мировую транспортную систему. Прогнозы деятельности отечественных морских портов и их ускоренное модернизационное развитие обусловлены тем, что, являясь частью инфраструктуры, они обеспечивают связность территории и интеграцию российской экономики в мировую экономику. В каждом регионе Российской Федерации, граничащем с морем, решаются вопросы развития отдельных портов: в южном – большое внимание уделяется развитию транспортного потенциала региона через комплексное развитие региональных транспортных узлов, в частности, созданию портовых особых экономических зон; северные регионы в большей степени ориентированы на развитие портов Северного морского пути, обеспечивающих разведку, добычу углеводородов и организацию северного завоза в труднодоступные регионы; в балтийском регионе, в условиях острейшей конкуренции со стороны портов стран Бал-тики, усилением импортно-экспортного и транзитного потенциала страны, связанного с наметившимися положительными изменениями в направлении грузопотоков. В перспективе на территории Северо-Западного федерального округа предполагается реализация нескольких крупных стратегических инфраструктурных проектов. В результате сформируется транспортно-транзитная зона, обеспечивающая рост международных и внутрироссийских перевозок и увеличение пропускной способности действующих на территории округа морских портов. Жизнеобеспечивающая функция портовой инфраструктуры для России, в силу величины ее территории, является стратегическим фактором развития общей транспортной системы страны. В связи с этим на федеральном уровне разработаны и приняты стратегические документы и программы, имеющие силу нормативных правовых актов, а следовательно, являющиеся частью общей системы государственного управления и обеспечивающие национальную безопасность и связанность российской территории, устойчивый рост экономики. В статье исследованы Указы, Стратегии и программы социально-экономического устойчивого развития РФ и ее регионов с позиций учета инфраструктурного фактора создания и модернизации российских морских портов.

172-183 164
Аннотация

Глобальные, региональные, отраслевые и потребительские тренды оказывают детерминирующее воздействие на формирование туристических продуктов и корректное донесение основных ценностей до целевой аудитории. В связи с этим возрастает значимость разработки коммуникационной стратегии, позволяющей более эффективно позиционировать туристические локации и выстраивать долгосрочные отношения с потребителями, формируя бренды стратегических лидеров индустрий туризма. В первую очередь необходимо определить роль коммуникационной стратегии в достижении стратегических целей туристической отрасли. В статье рассмотрены теоретические основы разработки коммуникационной стратегии; выявлены стратегические взаимосвязи между такими категориями, как репутация, имидж и бренд дестинации; проанализировано влияние глобальных стратегических тенденций на систему стратегических коммуникаций; систематизирован региональный опыт внедрения туристского маркетинга территории и брендинга; проведен стратегический анализ систем стратегических коммуникаций на примере национальных лидеров туристической отрасли. В основу научного исследования легла общая теория стратегии и методология стратегирования, разработанная Центром стратегических исследований института математических исследований сложных систем и кафедрой экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ имени М.В. Ломоносова под научным руководством академика В.Л. Квинта. Использованы такие методы, как анализ и синтез, сравнение, систематизация и обобщение. На основе проведенного исследования разработана концептуальная модель процесса создания уникального коммерческого продукта в сфере туризма на основе ценностного подхода. Поскольку коммуникационная стратегия играет определяющую роль в достижении стратегических целей туристской дестинации и формировании долгосрочных ассоциаций у потребителей, то для повышения экономической эффективности разработка и реализация бренд-стратегирования должна быть интегрирована с системой стратегических коммуникаций туристской дестинации.

Экономика знаний 

184-194 65
Аннотация

В настоящее время возрастает значимость инновационной деятельности, которая является решающим фактором обеспечения экономического роста страны. Обоснованно принимать управленческие решения при воплощении инновационных научно-технических проектов возможно на основе показателей результативности в рамках модели оценки уровня готовности технологий (УГТ). В статье рассмотрена модель оценки уровня готовности технологий (Technology Readiness Level, TRL) и предложен набор показателей результативности аналогичной российской модели УГТ. На примере мониторинга предложенных показателей результативности 8-го уровня TRL выявлен фактор, оказывающий наибольшее влияние на один из показателей (рентабельность производства), предложен вариант решения выявленной проблемы, для контроля за показателем обучена нейронная сеть. Полученные результаты показали возможность адаптации шкалы TRL под нужды высокотехнологичных предприятий, осуществляющих программы технологического развития. Результаты могут быть использованы при реализации инновационных научно-технических проектов для снижения затрат на различных этапах жизненного цикла и увеличения эффективности принятых управленческих решений.

Национальные индустриальные экономики 

195-202 51
Аннотация

В статье сопоставляется методология Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (United Nations Industrial Development Organization – ЮНИДО) и традиционная методология оценки эффективности инвестиций, которая была широко распространена во времена СССР. Последняя была незаслуженно забыта, в то же время она представляет собой прагматичную альтернативу методологии ЮНИДО. В статье показаны основные недостатки методологии ЮНИДО. Главным из них является ее несоответствие взглядов хозяйствующего субъекта на рост объемов производства и экономию издержек. Для хозяйствующего субъекта ее использование также сопряжено с большими рисками разной природы. Традиционный подход существенно упрощает расчеты, повышает их точность и снижает риски. Выделены основные положения классической методологии: определение эффективности капитальных вложений; основные показатели экономической эффективности инвестиций; производственные задачи, для которых стоит применять оценку экономической эффективности инвестиций. Использование традиционного подхода позволяет существенно снизить расходы на подготовку технико-экономического обоснования инвестиционного проекта. Рассмотрены показатели и критерии эффективности традиционной методологии, которые адаптированы к современной практике. Главными преимуществами классической методологии является ее ориентация на хозяйственный результат, что соответствует тенденции на экономический рост и социальные результаты при реализации национальных проектов. Классическая методология оценки эффективности инвестиционных проектов может представлять собой конкурентную альтернативу распространенной методологии ЮНИДО. Данная альтернатива может быть интересна также федеральным органам исполнительной власти (например, Министерству экономического развития Российской Федерации) при оценке эффективности национальных инвестиционных проектов.

203-213 46
Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме, связанной с управлением проектами авторециклинга с учетом требований экологической безопасности и экономической эффективности. В последнее время в России в связи с увеличением парка автотранспортных средств актуальной является проблема экологически безопасного удаления отработавших автомобильных компонентов. Существующие программы по утилизации автомобилей не в полной мере решают данную проблему, так как по ней утилизируются автомобили, а не отдельные компоненты. Экологический сбор, действующий в нашей стране, также не охватывает весь спектр отработавших автомобильных компонентов, а существующий организационно-экономический механизм авторециклирования не позволяет в полном объеме решать экологические задачи на основе рыночных подходов. В этой связи необходима разработка такого механизма управления проектами авторециклинга, который бы включал эффективные рыночные подходы в сочетании с государственными. В статье рассматривается возможность использования государственно-частного партнерства в целях повышения эколого-экономической эффективности реализации проектов авторециклинга. Основной упор делается на такие формы государственно-частного партнерства, как делегирование управления и концессия. В качестве объектов для передачи частным структурам в концессию предлагаются объекты инфраструктуры и земли для складирования отслуживших автомобильных компонентов, не подлежащих утилизации. Делегирование управления позволит передать часть функций государства в сфере управления сортировкой автомобильных компонентов, а также управление финансовой деятельностью. В результате использования инструментов государственно-частного партнерства при управлении проектами авторециклинга станет возможным обеспечение «прозрачности» финансовых потоков в области обращения с отслужившими автомобильными компонентами, появятся стимулы у переработчиков к внедрению безопасных и современных технологий утилизации, а также снизится уровень экологических рисков при управлении проектами авторециклинга.

Экономика предприятий 

214-222 66
Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу условий систем налогообложения в ряде стран, которые применимы для ИТ-компаний – субъектов цифровой экономики. Рассматриваются особенности налоговых льгот, инструментов налогового планирования и оптимизации для ведения деятельности цифровых компаний на примере таких стран, как Эстония, Гонконг, Великобритания, Мальта, Ирландия. Указанные страны входят в ряд международных рейтингов и имеют высокие экспертные международные оценки по уровню удобства ведения деятельности для ИТ-компаний. Отдельное внимание в статье уделено финансовым расчетам возможностей налоговой оптимизации и особенностям применения режима IP-Box, особенно популярного во многих юрисдикциях стран Европы. Обобщены существующие закономерности и тенденции в рассмотренных налоговых юрисдикциях, в частности, касающиеся действующих договоров об избежании двойного налогообложения. Автор делает вывод о возможности применения зарубежного опыта для формирования конкурентоспособного налогообложения цифровых компаний в России в рамках выработки дополнений к вступившему в действие с 01 января 2021 г. пакету мер, именуемому «налоговым маневром». В частности, даны предложения по корректировке ставки налога на прибыль для российских ИТ-компаний с учетом приведенных показателей иностранных государств, а также предложения по составу функционала возможной меры «цифрового резидентства» при ее введении в рамках второго пакета мер «налогового маневра». Автор делает вывод о важности реализации неналоговых мер поддержки для ускоренного развития ИТ-отрасли в России, перечисляет наиболее востребованные направления и вопросы со стороны ИТ-сообщества, а также возможные способы их реализации.

223-230 50
Аннотация

Рассматриваются механизмы распределения денежных средств внутри группы компаний и анализируются риски, возникающие в различных ситуациях. Показано, что риски зависят от вида взаимозависимости компаний, влияния на дочерние общества и др., приведена классификация холдингов с характеристикой ключевых понятий. В качестве критериев классификации рассмотрены: вид взаимозависимости компаний, влияние материнской компании, характер отношений. Представлены примеры структуры группы компаний. Проанализированы процессы финансирования операционной деятельности холдинга, в которой управляющая компания распределяет средства группы по дочерним компаниям с целью сделать бизнес рентабельным. Проанализированы процессы финансирования инвестиционных проектов дочерних компаний, подразумевающие обеспечение конкретных проектов ресурсами, и показаны актуальные варианты перераспределения денежных средств в группе с учетом рисков. Рассмотрены методы использования хозяйственных договоров, внутригрупповых займов при перераспределении денег внутри группы. Показаны варианты их оптимального использования в различных ситуациях. Выделено три основных вида рисков, на которые нужно обращать внимание в первую очередь: снижение чистых активов, кассовые разрывы и налоги. С учетом этих направлений охарактеризованы методы снижения рисков внутригруппового финансирования и даны рекомендации, что делать в этих ситуациях. Представлена формула расчета чистых активов, расчет по которой осуществляется в целях сравнения величины чистых активов с величиной уставного капитала. Рассмотрены методы сокращения риска кассовых разрывов. Проанализированы налоговые риски и предложены мероприятия по их снижению.

231-237 47
Аннотация

В условиях конкуренции и экономических санкций отечественные машиностроительные предприятия постоянно находятся в поисках источников повышения эффективности их деятельности. Одним из таких источников является внутренний потенциал предприятия. Машиностроительные предприятия обладают большим запасом внутренних резервов, использование которых дает им конкурентные преимущества на мировом рынке. Внутренние резервы являются источником инвестиций предприятия. Снижение себестоимости продукции за счет внутренних резервов важное направление повышения эффективности деятельности машиностроительного предприятия. В настоящий момент нет универсальных методических рекомендаций по управлению внутренними резервами снижения себестоимости продукции на машиностроительных предприятиях. Цель исследования – описание процесса управления внутренними резервами снижения себестоимости продукции, реализуемого на одном из машиностроительных предприятий. В статье описан опыт машиностроительного предприятия по управлению внутренними резервами снижения себестоимости продукции. Данный опыт основан на методе маржинального анализа, позволяющего определить продукцию с высокой маржинальной доходностью. Указана последовательность всего процесса управления с расчетами по определенным видам продукции. Выявлены резервы снижения себестоимости продукции по направлениям их поиска. Представленный опыт процесса управления внутренними резервами снижения себестоимости продукции может служить примером для других предприятий машиностроения, даст им возможность снижать себестоимость продукции и повышать эффективность их деятельности без привлечения заемных финансовых средств.

Рецензии 

238-242 39
Аннотация

Книга профессора Владимира Львовича Квинта представляет нам выдающегося исторического государственного деятеля Амира Тимура как философа и стратега, который был современником (1336−1405) князя Московского Дмитрия Ивановича Донского (1350−1389).



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-1633 (Print)
ISSN 2413-662X (Online)