Preview

工业经济

高级搜索

职业教育标准化的前景

https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-1-93-104

摘要

研究了现代条件下职业教育体系的标准化问题。在苏联时期,职业教育体系的全国统一是在与相关行业部委共同确定的标准教学计划的基础上进行的。1992年,俄罗斯联邦 《教育法》出台了教育标准,以保持国家职业教育的统一性。与此同时,俄罗斯联邦高等教育的结构也随之形成。2000年,教学方法协会为每个培训方向的毕业生制定了统一标准,即第二代标准。俄罗斯加入欧州统一教育空间后,开始为每个方向(专业)制定标准,即第三代标准。其根本区别在于评估高等教育成果的新方法:从传统的注重评估知识、本领和技能过渡到评估毕业生适应社会要求的个人及专业能力。将能力作为教育结果引入标准,意味着需要为此改革教育和 培训体系。然而,高等教育机构仍然保留着传统的讲授和讨论式教育体系,即教师传授信息和学生记忆信息。

经过反复升级,第三代标准已经成为处方性的标准,失去了相关性。本文作者建议为每一类教育课程(学士、专科、硕士)制定教育过程的组织标准,这些标准应反映出对培训条件和形式、课程结构和实施条件的一般要求。教学方法协会与雇主代表一起,制定培训领域(专业)毕业生的资格特征,这些特征将根据劳动力市场的变化而系统地更新。职业教育体系的主要文件应该是大学制定的教学大纲。教育体系应建立在学术自由和对学生的培训质量负责的教育机构自治的基础上。

关于作者

V. P. 索洛维约夫
旧奥斯科尔乌瓦罗夫技术学院(国立研究型技术大学MISIS分校)
俄罗斯联邦

309516, 俄罗斯联邦别尔哥罗德州, 旧奥斯科尔市马卡列恩科小区42号 .



T. A. 佩列斯科科娃
俄罗斯国立奥尔尼忠尼启则地质勘探大学旧奥斯科尔分院
俄罗斯联邦

309530,俄罗斯联邦别尔哥罗德州旧奥斯科尔市列宁大街14/13号 .



参考

1. Рудской Е.И., Боровиков А.И., Романов П.И. Концепция ФГОС ВО четвертого поколения для инженерной области образования в контексте выполнения поручений Президента России. Высшее образование в России. 2021;30(4):73-85. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-73-85

2. Рудской А.И. О концепции ФГОС ВО четвертого поколения для области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». 31 марта 2021 г. URL: https://25fumo.mai.ru/meetings/Materialy_KS_31.03.2021.pdf (дата обращения: 26.02.2022).

3. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает. М.: ИД ВШЭ; 2021. 616 с.

4. Соловьев В.П., Пахомов Н.Н., Перескокова Т.А. Два измерения кризиса высшего образования в России. Высшее образование сегодня. 2021;(3):2-10. URL: https://readera.org/dva-izmerenija-krizisa-vysshego-obrazovanija-v-rossii-148321513 (дата обращения: 27.02.2022).

5. Григораш О.В. Высшее техническое образование в эпоху перемен. Высшее образование сегодня. 2018;(3):6-9. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.18.03.P.06

6. Кочергин А.Н. Образование как фактор национальной безопасности. Alma mater (Вестник высшей школы). 2018;(9):21-23. https://doi.org/10.20339/AM.09-18.021

7. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». URL: http://base.garant.ru/10164235/ (дата обращения: 28.02.2022).

8. Коршунов С.В. Системе стандартизации образования в Российской Федерации - четверть века. Высшее образование в России. 2018;27(3):23-37. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1311 (дата обращения: 26.02.2022).

9. Сенашенко В.С., Хапин В.Г. ГОС ВПО третьего поколения. Не пора ли остановиться? Прикладная информатика. 2006;4(4):64-72. URL: http://www.appliedinformatics.ru/general/upload/articles/Informatika4-64-renamed.pdf (дата обращения: 26.02.2022).

10. Хисматуллина З.Н. Эволюция стандартов высшего образования: от ориентации на знания, умения и навыки к оценке компетенций. Вестник Казанского технологического университета. 2013;16(22):397-401.

11. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 (послед. ред.) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 26.02.2022).

12. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Профессиональное образование: современное состояние и новые подходы. Экономика промышленности. 2021;14(1):129-140. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-1-129-140

13. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход. Высшее образование сегодня. 2004;(8):26-31. URL: https://gigabaza.ru/doc/15942.html (дата обращения: 26.02.2022).

14. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов. Высшее образование сегодня. 2004;(3):20-26. URL: https://studylib.ru/doc/728806/kompetentnost._-v-strukture-modeli-kachestva-podgotovki (дата обращения: 26.02.2022).

15. Федеральный закон №184-ФЗ от 27.12.2002 (ред. 02.07.2021) «О техническом регулировании». URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-27122002-n-184-fz-o/ (дата обращения: 26.02.2022).

16. Кочетов А.И., Григорьев В.М. Болонский процесс. Стандарты и директивы ENQA. М.: Изд. дом МИСиС; 2008. 75 с.

17. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200124393 (дата обращения: 26.02.2022).

18. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека. Высшее образование сегодня. 2005;(11):14-22. URL: https://studfile.net/preview/1811133/ (дата обращения: 26.02.2022).

19. Галимзянов Х.М., Попов Е.А., Сторожева Ю.А. Формирование и оценка компетенций в процессе освоения образовательной программы ФГОС ВО. Астрахань: Астраханский ГМУ; 2017. 69 с.

20. Перескокова Т.А., Соловьев В.П. Педагогические аспекты повышения качества образования. Старый Оскол: ТНТ; 2018. 200 с.

21. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI в.: проблемы, перспективы, решения. Науковедческие исследования. 2014;(2014):42-58.

22. Перескокова Т.А., Соловьев В.П. От педагогики «научения» к педагогике «возможностей». Alma mater (Вестник высшей школы). 2019;(9):18-26. https://doi.org/10.20339/AM.09-19.018


评论

供引用:


索洛维约夫 V.P., 佩列斯科科娃 T.A. 职业教育标准化的前景. 工业经济. 2022;15(1):93-104. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-1-93-104

For citation:


Solovyov V.P., Pereskokova T.A. Prospects of standardization of professional education. Russian Journal of Industrial Economics. 2022;15(1):93-104. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-1-93-104

浏览: 482


ISSN 2072-1633 (Print)
ISSN 2413-662X (Online)