Инженерные кадры для новой экономики
https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-3-380-392
Аннотация
Рассматривается проблема совершенствования подготовки инженерных кадров для российской экономики в современных условиях. Для устойчивого развития страны необходим технологический суверенитет, структурные изменения в экономике, для которых нужны компетентные кадры, прежде всего с техническим образованием. Происходят существенные изменения технологических процессов и, как следствие, появляются новые профессии и специальности. Проведенный анализ функционирования системы высшего профессионального образования в 2018–2019 учебном году показал, что существует диспропорция по числу вузов и численности студентов между двумя мегаполисами (Москва и Санкт-Петербург) и всеми остальными регионами России, а также избыточный контингент студентов в вузах г. Москвы, обучающихся на платной основе. Предложено дифференцировать план приема в вузы для выпускников школ и колледжей, бакалавров и магистров (специалистов). В последние годы в нашей стране произошла резкая переориентация оценки результатов образования с понятий «знания, умения, навыки» на понятие «компетенции». Однако принятый в образовательных стандартах компетентностный подход не стал прорывом в повышении качества подготовки студентов. Он не привел к кардинальному изменению самого процесса обучения и воспитания. В стандартах отсутствуют рекомендации вузам по разработке механизмов формирования компетенций выпускников. Предложено дифференцировать понятие компетентности через признаки ее проявления работником в профессиональной деятельности. Утверждается, что качество подготовки выпускников вузов лежит в области взаимоотношений «преподаватель – обучаемый». Показана необходимость формирования психолого-педагогической компетентности преподавателей вузов и обучения их применению новых педагогических методов.
Об авторах
В. П. СоловьевРоссия
Соловьев Виктор Петрович – канд. техн. наук, профессор
309516, Белгородская обл., Старый Оскол, микрорайон им. Макаренко, д. 42
Т. А. Перескокова
Россия
Перескокова Татьяна Аркадьевна – канд. пед. наук, доцент
309530, Белгородская обл., Старый Оскол, ул. Ленина, д. 14/13
Список литературы
1. Россия в цифрах: крат. стат. сб. М.: Федеральная служба государственной статистики; 2020. 550 с.
2. Гохберг Л.М., Озерова О.К., Саутина Е.В., Сутырина Т.А., Шугаль Н.Б. Образование в цифрах: 2021: кр. стат. сб. Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. экономики». М.: НИУ ВШЭ; 2021. 132 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2384-1
3. Доклад о реализации Плана деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за период с 2019 по 2024 год за 2019 год. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/dd0b5d7b478a9473fb7bef5ba2b60db6/doklad2019.pdf (дата обращения: 10.06.2022).
4. Фальков В.Н. Баланс «лириков» и «физиков». Аргументы и факты (АиФ). 11 марта 2020 г. URL: http://pressa.ru/ru/top10/detail/balans-lirikov-ifizikov-13453#/
5. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Перспективы стандартизации профессионального образования. Экономика промышленности. 2022;15(1):93–104. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-1-93-104
6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Труды метод. семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов; 2004. 38 c.
7. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А.Ю. Мельвиль. М.: Олма-пресс; 2005. 351 с.
8. Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. Ответственность – ключевая компетенция инженера ХХI века. Высшее образование в России. 2022;31(2):107–118. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-2-107-118
9. Шадриков В.Д. Кадры для инновационной экономики: как в действительности обстоит дело с их подготовкой? Высшее образование сегодня. 2019;(6):2–10. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.19.06.P.02
10. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов. Высшее образование сегодня. 2004;(3):20–26.
11. Гребнев А. С. Общекультурные компетенции и воспитывающие технологии. Высшее образование в России. 2015;(10):48–51.
12. Галимзянов Х.М., Попов Е.А., Сторожева Ю.А. Формирование и оценка компетенций в процессе освоения образовательной программы ФГОС ВО. Астрахань: Астраханский ГМУ; 2017. 74 с.
13. Иняц Н. Малая энциклопедия качества. В 3 ч. Ч. 3: Современная история качества. М.: РИА «Стандарты и качество»; 2003. 222 с.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос; 2000. 383 с.
15. Немов Р.С. Психология. М.: Юрайт; 2010. 639 с.
16. Шейнбаум В.С. Междисциплинарное деятельностное обучение в виртуальной среде инженерной деятельности: состояние и перспективы. Высшее образование в России. 2017;(11):61–68.
17. Нигматуллина И.В. Игра как метод интерактивного обучения в высшей школе. Высшее образование сегодня. 2017;(5):13–19.
18. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Преподаватели и студенты в современном профессиональном образовании: переосмысление ролей. Alma mater (Вестник высшей школы). 2021;(12):14–22. https://doi.org/10.20339/AM.12-21.014
19. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. О подготовке кадрового потенциала для отечественной экономики. Экономика промышленности. 2016;(4):363–372. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2016-4-363-372
20. Янущик О.В., Устинова И.Г., Ефремова О.Н. Роль и место лекции в технологии «Перевернутый класс». Alma mater (Вестник высшей школы). 2022;(6):77–83. https://doi.org/10.20339/AM.06-22.077
21. Становление и развитие системы университетского образования России / под ред. И.Б. Федорова, В.К. Балтян. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана; 2007. 187 с.
Рецензия
Для цитирования:
Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Инженерные кадры для новой экономики. Экономика промышленности. 2022;15(3):380-392. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-3-380-392
For citation:
Solovyov V.P., Pereskokova T.A. Engineering personnel for the new economy. Russian Journal of Industrial Economics. 2022;15(3):380-392. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-3-380-392