新经济背景下的工程人才
https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-3-380-392
摘要
以我国经济发展新模式为视角探讨了改善工程人才培训质量的问题。国家的可持续发展 需要国家的技术主权以及经济的结构性变革,为此需要各类人才,首先是受过技术教育的人 才。工艺过程的重大变化导致新职业和新专业的出现。指出了两个特大城市(莫斯科和圣彼得 堡)与俄罗斯所有其他地区间大学数量和学生数量的不成比例。对2018–2019学年高等职业教 育体系运行状况的分析表明,莫斯科高校中自费生数量过多。建议区分高中毕业生和中专毕业 生、学士和硕士(专家)的大学录取计划。近年来,我国教育成果评估方向已从知识、技能、 能力(KSA)向专业特长转变。然而,教育标准中采用的专业特长方法并没有成为提高学生培 训质量的突破。它没有导致教学过程本身的根本变化。这些标准没有向大学提出关于建立培养 毕业生专业特长机制的建议。建议通过雇员在职业活动中表现出来的迹象来区分专业特长的概 念。认为大学毕业生的培训质量在于 “师生” 关系领域。指出了培养大学教师的心理素质和 教学能力并教其使用新教学方法的必要性。
关于作者
В. P. 索洛维约夫俄罗斯联邦
309516,俄罗斯联邦别尔哥罗德州旧奥斯科尔市马卡连科小区42号
T. A. 佩列斯科科娃
俄罗斯联邦
309530,俄罗斯联邦别尔哥罗德州旧奥斯科尔市列宁大街14/13 号
参考
1. Россия в цифрах: крат. стат. сб. М.: Федеральная служба государственной статистики; 2020. 550 с.
2. Гохберг Л.М., Озерова О.К., Саутина Е.В., Сутырина Т.А., Шугаль Н.Б. Образование в цифрах: 2021: кр. стат. сб. Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. экономики». М.: НИУ ВШЭ; 2021. 132 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2384-1
3. Доклад о реализации Плана деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за период с 2019 по 2024 год за 2019 год. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/dd0b5d7b478a9473fb7bef5ba2b60db6/doklad2019.pdf (дата обращения: 10.06.2022).
4. Фальков В.Н. Баланс «лириков» и «физиков». Аргументы и факты (АиФ). 11 марта 2020 г. URL: http://pressa.ru/ru/top10/detail/balans-lirikov-ifizikov-13453#/
5. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Перспективы стандартизации профессионального образования. Экономика промышленности. 2022;15(1):93–104. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-1-93-104
6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Труды метод. семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов; 2004. 38 c.
7. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А.Ю. Мельвиль. М.: Олма-пресс; 2005. 351 с.
8. Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. Ответственность – ключевая компетенция инженера ХХI века. Высшее образование в России. 2022;31(2):107–118. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-2-107-118
9. Шадриков В.Д. Кадры для инновационной экономики: как в действительности обстоит дело с их подготовкой? Высшее образование сегодня. 2019;(6):2–10. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.19.06.P.02
10. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов. Высшее образование сегодня. 2004;(3):20–26.
11. Гребнев А. С. Общекультурные компетенции и воспитывающие технологии. Высшее образование в России. 2015;(10):48–51.
12. Галимзянов Х.М., Попов Е.А., Сторожева Ю.А. Формирование и оценка компетенций в процессе освоения образовательной программы ФГОС ВО. Астрахань: Астраханский ГМУ; 2017. 74 с.
13. Иняц Н. Малая энциклопедия качества. В 3 ч. Ч. 3: Современная история качества. М.: РИА «Стандарты и качество»; 2003. 222 с.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос; 2000. 383 с.
15. Немов Р.С. Психология. М.: Юрайт; 2010. 639 с.
16. Шейнбаум В.С. Междисциплинарное деятельностное обучение в виртуальной среде инженерной деятельности: состояние и перспективы. Высшее образование в России. 2017;(11):61–68.
17. Нигматуллина И.В. Игра как метод интерактивного обучения в высшей школе. Высшее образование сегодня. 2017;(5):13–19.
18. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Преподаватели и студенты в современном профессиональном образовании: переосмысление ролей. Alma mater (Вестник высшей школы). 2021;(12):14–22. https://doi.org/10.20339/AM.12-21.014
19. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. О подготовке кадрового потенциала для отечественной экономики. Экономика промышленности. 2016;(4):363–372. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2016-4-363-372
20. Янущик О.В., Устинова И.Г., Ефремова О.Н. Роль и место лекции в технологии «Перевернутый класс». Alma mater (Вестник высшей школы). 2022;(6):77–83. https://doi.org/10.20339/AM.06-22.077
21. Становление и развитие системы университетского образования России / под ред. И.Б. Федорова, В.К. Балтян. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана; 2007. 187 с.
评论
供引用:
索洛维约夫 В.P., 佩列斯科科娃 T.A. 新经济背景下的工程人才. 工业经济. 2022;15(3):380-392. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-3-380-392
For citation:
Solovyov V.P., Pereskokova T.A. Engineering personnel for the new economy. Russian Journal of Industrial Economics. 2022;15(3):380-392. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-3-380-392