Влияние цифровизации на корпоративную стратегию в теплоэнергетической отрасли
https://doi.org/10.17073/2072-1633-2024-2-1180
Аннотация
В статье проанализированы 8 основных направлений цифровизации, которые влияют на корпоративное стратегирование в теплоэнергетической отрасли, осуществляется классификация этих направлений на востребованные и перспективные и проводится OTSW-анализ этих направлений и их особенностей, оказывающих существенное влияние на развитие отрасли. Основными задачами исследования стали изучение стратегического тренда цифровизации в контексте теплоэнергетической отрасли, анализ применения и актуальности основных аспектов цифровизации в стратегических общедоступных отчетных документах теплогенерирующих компаний России, таких как ПАО «Газпром энергохолдинг», ПАО «Т-Плюс», ПАО «Квадра», и выявление перспектив и проблем, с которыми они сталкиваются в условиях современного уровня цифровизации. Основной методологической школой, на которой базируется исследование, является научная школа стратегирования В.Л. Квинта.
В статье подчеркивается важная роль цифровизации как одного из ведущих драйверов развития теплоэнергетической отрасли, а также демонстрируются примеры цифровизации операционных процессов рассматриваемых предприятий. В ходе OTSW-анализа выявляются негативные характеристики тренда цифровизации, в основном связанные с экономическими издержками, которые ограничивают ее активное внедрение в отрасль. На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что цифровизация является не только трендом, но и глобальным инвестиционным проектом для рассматриваемых предприятий и в целом отрасли, стимулируя увеличение инвестиций в сложные технологические виртуальные и материальные системы и устройства.
Об авторе
Г. С. ПоповРоссия
Глеб Сергеевич Попов – руководитель направления по работе с электронными торговыми площадками; аспирант кафедры экономической
и финансовой стратегии, Московская школа экономики
453430, Республика Башкортостан, Благовещенск, ул. Седова, д. 1; 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
Список литературы
1. Головина Е.Ю., Самаркина Е.В., Буйнов Н.Е., Евлоева М.В. Цифровизация и цифровая трансформация теплоэнергетики как фактор повышения эффективности тепловой инфраструктуры (обзор). Теплоэнергетика. 2022;(6):3–16. https://doi.org/10.1134/S0040363622060042
2. Скляр М.А., Кудрявцева К.В. Цифровизация: основные направления, преимущества и риски. Экономическое возрождение России. 2019;(3(61)):103–114.
3. Бабкин А.В., Чистякова О.В. Цифровая экономика и ее влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур. Российское предпринимательство. 2017;18(24):4087–4102. https://doi.org/10.18334/rp.18.24.38670
4. Кудрявцева Т.Ю., Кожина К.С. Основные понятия цифровизации. Вестник Академии знаний. 2021;(3(44)):149–151. https://doi.org/10.24412/2304-6139-2021-11228
5. Сергиевич Т.В. Роботизация и экономическая безопасность промышленного предприятия. Технико-технологические проблемы сервиса. 2020;(3(53)):54–58.
6. Квинт В.Л. Теория и практика стратегирования. Ташкент: Тасвир; 2018. 160 с.
7. Kvint V.L. Strategy for the Global Market: Theory and Practical applications. N.Y.: Routledge Taylor and Francis Group; 2016. 519 p.
8. Aghimien D., Aigbavboa C., Oke A.E., Thwala W.D., Moripe B. Digitalization of construction organizations – a case for digital partnering. International Journal of Construction Management. 2020;22(3):1950–1959. https://doi.org/10.1080/15623599.2020.1745134
9. Gobble M.M. Digital strategy and digital transformation. Research-Technology Management. 2018;61(5):66–71. https://doi.org/10.1080/08956308.2018.1495969
10. Addison S. Impact of advancement of technology, competitive pressure, user expectation on continuous digital disruption: mediating role of perceive ease of use. Open Journal of Business and Management. 2021;9(4):2013–2079. https://doi.org/10.4236/ojbm.2021.94109
11. Моравель В.И., Борисов В.А. Технологии виртуальной и дополненной реальностей в энергетике. Современные научные исследования и инновации. 2022;(6). Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2022/06/98556 (дата обращения: 29.05.2023).
12. Неустроев Д.В., Овчинников И.Г. Аддитивные технологии и их применение в промышленном и транспортном строительстве. Вестник евразийской науки. 2021;13(2):23.
13. Андреева Г.Н., Бадальянц С.В., Богатырева Т.Г., Бородай В.А., Дудкина О.В., Зубарев А.Е., Казьмина Л.Н., Минасян Л.А., Миронов Л.В., Стрижов С.А., Шер М.Л. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения. Нижний Новгород: Профессиональная наука; 2018. 131 с.
14. Городнова Н.В. Применение искусственного интеллекта в бизнес-сфере: современное состояние и перспективы. Вопросы инновационной экономики. 2021;(11(4)):1473–1492.
15. Смирнов Е.Н. Цифровая трансформация мировой экономики: торговля, производство, рынки. М.: Мир науки; 2019. 95 с.
16. Шевченко А.С. Цифровая экономика в России: сущность, актуальность и перспективы развития. В: Сб. науч. трудов по материалам VIII Междунар. науч.-практ. конф. «Современные инновации: теоретический и практический взгляд. Москва, 21–22 января 2018 г. М.: Проблемы науки; 2018. С. 82–83.
Рецензия
Для цитирования:
Попов Г.С. Влияние цифровизации на корпоративную стратегию в теплоэнергетической отрасли. Экономика промышленности. 2024;17(2):183-193. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2024-2-1180
For citation:
Popov G.S. The impact of digitalization on corporate strategy in the heat-power industry. Russian Journal of Industrial Economics. 2024;17(2):183-193. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2024-2-1180