Preview

Экономика промышленности / Russian Journal of Industrial Economics

Расширенный поиск

Социально-экономическая система регионального предпринимательства как объект стратегирования

https://doi.org/10.17073/2072-1633-2023-4-1205

Аннотация

Реализация потенциала регионального предпринимательства как системы, состоящей из малых и средних предприятий (МСП) региона, требует разработки успешной победной стратегии, которая ориентирована на быстрое использование новых возможностей. Для этого необходимо уточнение сущности, границ, структуры, функций объекта стратегирования. Работа основана на общей теории стратегии и методологии стратегирования, теориях предпринимательства, системном подходе. Исследованы подходы и теории, объясняющие сущность, функции структуру системы регионального предпринимательства, для чего применялись методы систематизации и контент-анализа. В ходе анализа теорий предпринимательства выделены четыре составляющие стратегической миссии МСП – предоставление гарантий партнерам, перемещение и продуктивное использование факторов производства, реализация инноваций, создание компаний-газелей (со среднегодовым приростом выручки или занятости более, чем на 20% в течение трех лет). Показано, что они выполняются в не полной мере, что требует разработки новой или совершенствования существующей стратегии. При этом стратегия развития предпринимательства в регионе должна способствовать реализации вышестоящих стратегий (региональных и отраслевых). Далее, эта стратегия должна задавать основные установки для стратегирования компонентов регионального предпринимательства – отдельных предприятий, кластеров, разных видов деятельности. В исследовании предложена структурно-логическая схема взаимосвязи стратегии развития предпринимательства региона (на примере Кемеровской области – Кузбасса) с другими документами стратегического планирования. Также обоснована целесообразность дифференциации стратегических приоритетов традиционного и инновационного предпринимательства в регионе. Анализ теоретических основ исследования предпринимательства как объекта стратегирования позволил уточнить основные компоненты его миссии, а также обосновать место соответствующей стратегии в общей системе документов стратегического планирования. Уточнение границ и состава исследуемой системы позволяет далее перейти к стратегическому OTSW-анализу. Результаты работы могут быть использованы при обосновании стратегических решений предпринимателями и региональными органами власти.

Об авторах

И. В. Корчагина
Кемеровский государственный университет
Россия

Ирина Васильевна Корчагина – канд. экон. наук, директор Института экономики и управления; доцент кафедры бухгалтерского учета, налогообложения и финансов

650000, Кемерово, ул. Красная, д. 6

 



К. В. Пытченко
Кемеровский государственный университет; Министерство экономического развития Кузбасса
Россия

Константин Владимирович Пытченко – Министр экономического развития Кемеровской области – Кузбасса;  преподаватель кафедры стратегии регионального и отраслевого развития

650000, Кемерово, ул. Красная, д. 6



Список литературы

1. Вардомский Л.Б., Самбурова Е.Н. Предпринимательство в России: региональные различия. Проблемы теории и практики управления. 1996;(2):68–73.

2. Виленский А.В., Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в России: состояние и перспективы. Мир России. Социология. Этнология. 1994;3(2):178–190.

3. Радаев В.В. Новое российское предпринимательство в оценках экспертов. Мир России. Социология. Этнология. 1994;3(1):36–54.

4. Акулов А.О. Роль малого бизнеса в модернизации экономики региона. Региональная экономика: теория и практика. 2013;11(44):34–43.

5. Орехова С.В., Кислицын Е.В. Малый бизнес и структурные сдвиги в промышленности. Terra Economicus. 2019;17(4):129–147. https://doi.org/10.23683/2073-6606-2019-17-4-129-147

6. Орехова С.В., Кислицын Е.В. Малые предприятия в промышленности России: уровень и проблемы развития. В сб.: Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость. Материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 16 мая 2019 г. Республика Беларусь: Белорусский государственный экономический университет; 2019. С. 155–156.

7. Сухарев О.С. Экономический рост в России: роль малого бизнеса. Экономика и предпринимательство. 2017;(1(78)):372–379.

8. Цивилева А.Е., Голубев С.С. Методология стратегического управления угледобывающими предприятиями в чрезвычайный период. Стратегирование: теория и практика. 2022;2(4):470–482. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-4-470-482

9. Birch D. Job creation in America: how our smallest companies put the most people to work. N.Y.: The Free Press; 1987. 244 p.

10. Квинт В.Л. Концепция стратегирования. Кемерово: КемГУ; 2022. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7

11. Квинт В.Л. Окрепилов В.В. Роль качества в зарождении и развитии глобального формирующегося рынка. СПб.: Изд-во СПбУУиЭ; 2011. 46 с.

12. Квинт В.Л. Стратегическое лидерство Амира Тимура: комментарии к уложению. М.: РАНХиГС при Президенте РФ; 2021. 204 с. https://doi.org/10.22394/978-5-89781-696-5-1-204

13. Квинт В.Л. Теоретические основы и методология стратегирования Кузбасса как важнейшего индустриального региона России. Экономика промышленности. 2020;13(3):290–299. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-290-299

14. Квинт В.Л. (ред.). Концептуальное будущее Кузбасса: стратегические контуры приоритетов развития до 2071 года. 50-летняя перспектива. Кемерово: КемГУ; 283 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2812-3

15. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс; 1982. 355 с.

16. Aghion P., Akcigit U., Howitt P. The Schumpeterian growth paradigm. Annual Review of Economics. 2015;7(2):557–575.

17. Чесбро Г. Открытые инновации: создание прибыльных технологий [пер. с англ.]. М.: Поколение; 2007. 336 с. (Russ. transl. of: Chesbrough H. Open innovation: the new imperative for creating and profiting from technology. Boston, Mass.: Harvard Business School Press; 2003. 227 p.)

18. Корчагин Р.Л., Плахин А.Е. Управленческая диагностика макроэкономической продуктивности технологического предпринимательства России в контексте стратегии его развития. Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2022;2(3):294–304. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-3-294

19. Henrekson M., Johansson D. Gazelles as job creators: a survey and interpretation of the evidence. Small Business Economics. 2010;35:227–244. https://doi.org/10.1007/s11187-009-9172-z

20. Puente Castro R., Mora Mora J.U., Pereira Laverde F. High-growth aspirations of entrepreneurs in Latin America: do alliances matter? Sustainability. 2020;12(7):2867. https://doi.org/10.3390/su12072867

21. Юданов А.Ю., Яковлев А.А. «Неортодоксальные» быстрорастущие фирмы-«газели» и порядок ограниченного доступа. Вопросы экономики. 2018;(3):80–101. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-3-80-101

22. Пилясов А.Н., Замятина Н.Ю. Арктическое предпринимательство: условия и возможности развития. Арктика: экология и экономика. 2016;(4(24)):4–15.

23. Жура С.Е., Маркин В.В. Особенности развития предпринимательства в российской Арктике. Социально-политические исследования. 2020;(3(8)):97–109. https://doi.org/10.20323/2658-428X-2020-3-8-97-109

24. Толстых Т.О., Понкратова В.С. Развитие регионального предпринимательства: проблемы, подходы, пути формирования. Регион: системы, экономика, управление. 2015;(4(31)):77–84.

25. Шумик Е.Г., Терентьева Т.В. Стратегия динамичного развития предпринимательства. Владивосток: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; 2016. 236 с.


Рецензия

Для цитирования:


Корчагина И.В., Пытченко К.В. Социально-экономическая система регионального предпринимательства как объект стратегирования. Экономика промышленности. 2023;16(4):361-371. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2023-4-1205

For citation:


Korchagina I.V., Pytchenko K.V. Social and economic system of regional entrepreneurship as the object of strategizing. Russian Journal of Industrial Economics. 2023;16(4):361-371. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2023-4-1205

Просмотров: 564


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-1633 (Print)
ISSN 2413-662X (Online)