Стратегирование развития образования в регионах России в контексте управления экономическим ростом, цифровизацией и укрепления технологического суверенитета промышленности
https://doi.org/10.17073/2072-1633-2025-1-1431
Аннотация
В работе на основе методологии стратегирования академика В.Л. Квинта, предписывающей необходимость учета межотраслевых взаимосвязей и глобальных тенденций развития отрасли, выявлены перспективы и направления развития стратегирования образовательной системы в регионах России. Цифровизация и тесная связь с научно-инновационным процессом являются глобальными трендами развития образования, которые должны находить свое проявление в нашей стране в условиях ее стремления к технологическому суверенитету, прежде всего в промышленности. Среди региональных показателей, непосредственно затрагивающих «экономику знаний» – образования, цифрового и научно-инновационного развития – именно показатели образования оказываются в наиболее сильном положительном взаимовлиянии с уровнем развития экономики. Показаны «сильные» положительные взаимосвязи цифровизации и научно-инновационного развития с образованием, особенно в части компьютеризации образовательной деятельности. Для уверенного стратегического планирования развитием образования на уровне регионов необходимо учитывать процессы его сопряженности с экономикой в целом, а также с ее цифровым и научно-инновационным развитием. В качестве рекомендаций предложено стратегически планировать укрепление взаимодействия цифрового развития, высшего образования и развития науки и инновационной деятельности на региональном уровне, в настоящее время данные сферы стратегируются раздельно. Отдельного планирования требует цифровизация образовательного процесса, интенсивность которой наиболее тесно связана с общим уровнем регионального благосостояния. Показано, что для уверенного стратегирования целесообразно выявить, какой уровень сопряженности расходов на образование и уровня экономики в регионах является оптимальным и стратегически стремиться к этому значению.
Об авторе
А. И. АршиноваРоссия
Алена Игоревна Аршинова – канд. полит. наук, доцент, Высшая школа государственного администрирования
119991, Москва, Ленинские горы, д. 1., стр. 1
Список литературы
1. Квинт В.Л., Новикова И.В., Алимурадов М.К. Согласованность глобальных и национальных интересов с региональными стратегическими приоритетами. Экономика и управление. 2021;27(11):900–909. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-11-900-909
2. Аршинова А.И. Образование как ключевой стратегический приоритет национального развития. В: Сб. материалов IX Санкт-Петербургского междунар. эконом. конгресса (СПЭК-2024) «Перспективные интеграционные процессы в мировой экономике: нооподход». 04–05 апреля 2024, Санкт-Петербург. М.: ИНИР им. С.Ю. Витте; 2024. С. 5–11.
3. Аршинова А.И. К вопросу о стратегировании развития отечественного общего образования. В: Сб VI Междунар. науч.-практ. конф. «Теория и практика стратегирования». Московский университариум стратега. Москва, 27–28 февраля 2023. М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; 2023. С. 53–57.
4. Колесников А.М., Лейман Е.Н., Адонина Л.В. Прогнозирование и стратегирование региональной системы общего образования. Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2024;(3(78)):140–150. https://doi.org/10.52897/2411-4588-2024-3-140-150
5. Овчинников В.А. Стратегические приоритеты развития системы образования Кузбасса. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020;(2(38)):35–48.
6. Середюк И.В. Стратегический потенциал создания открытых диффузных агломераций региона и особенности их стратегирования. Стратегирование: теория и практика. 2024;4(4):420–437.
7. Сегал А.П. Будущее российского образования: профессионализация, конкурентоспособность или системность? Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(1):783–791. https:// doi.org/10.15372/PEMW20170106
8. Комаров В.М., Волошинская А.А. Национальные стратегии устойчивого развития: сравнительный анализ. ЭКО. 2021;51(1):112–129.
9. Власюк Л.И., Чхотуа И.З., Хворостяная А.С. Cтратегические возможности библиотек в эпоху цифровизации и экономики впечатлений. Стратегирование: теория и практика. 2022;2(1):31–48.
10. Никонова А.А. «Новая системность» стратегического планирования в индустрии 4.0. Journal of New Economy. 2019;20(2):145–165.
11. Михалкина Д.А. Цифровая революция как фактор формирования новых трендов в развитии механизма управления персоналом. Управление в экономических и социальных системах. 2020;(1(3)):10–16.
12. Михалкина Д.А., Никитаева А.Ю. Концептуализация цифровых стратегий развития человеческих ресурсов: региональный аспект. Региональная экономика. Юг России. 2023;11(2):82–95. https://doi.org/10.15688/re.volsu.2023.2.8
13. Квинт В.Л., Бабкин А.В., Шкарупета Е.В. Стратегирование формирования платформенной операционной модели для повышения уровня цифровой зрелости промышленных систем. Экономика промышленности. 2022;15(3):249–261. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-3-249-261
14. Young A., Rogers P. A review of digital transformation in mining. Mining, Metallurgy & Exploration. 2019;36(4):683–699. https://doi.org/10.1007/s42461-019-00103-w
15. Квинт В.Л., Новикова И.В., Алимурадов М.К., Сасаев Н.И. Стратегирование технологического суверенитета национальной экономики. Управленческое консультирование. 2022(9):57–67. https:// doi.org/10.22394/1726-1139-2022-9-57-67
16. Phuong Th.T.Th., Danh N.N., Le Tr.T.Th., Phuong Th.N., Thanh T.N.Th., Minh C.L. Research on the application of ICT in Mathematics education: Bibliometric analysis of scientific bibliography from the Scopus database. Cogent Education. 2022;9(1):2084956.
17. Phuong Th.T.Th., Nguyen T.-Tr., Danh N.N., Van D.N., Luong H.D., Tran Tr. Digital transformation in education: a bibliometric analysis using Scopus. European Science Editing. 2023;49:e107138. https://doi.org/10.3897/ese.2023.e107138
18. Alzahrani B., Bahaitham H., Andejany M., Elshennawy A. How ready is higher education for Quality 4.0 transformation according to the LNS research framework? Sustainability. 2021;13(9):5169. https:// doi.org/10.3390/su13095169
19. Dwivedi Y.K., Hughes D.L., Coombs C., Constantiou I., Duan Y., Edwards J.S., Gupta B., Lal B., Misra S., Prashant P., Raman R. Impact of COVID-19 pandemic on information management research and practice: transforming education, work and life. International Journal of Information Management. 2020;55:102211. https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2020.102211
20. Sharma M. A study on digital transformation and its impact on education sector. PalArch’s Journal of Archaeology of Egypt/Egyptology. 2020;17(7):16105–16108.
21. Сасаев Н.И., Квинт В.Л. Стратегирование промышленного ядра национальной экономики. Экономика промышленности. 2024;17(3):245–260. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2024-3-1349
22. Гринев С.А., Квинт В.Л. Формирование стратегических приоритетов промышленного развития РФ как инновационный фактор преодоления кризисных периодов. Экономика промышленности. 2023;16(3):275–283. https:// doi.org/10.17073/2072-1633-2023-3-275-283
Рецензия
Для цитирования:
Аршинова А.И. Стратегирование развития образования в регионах России в контексте управления экономическим ростом, цифровизацией и укрепления технологического суверенитета промышленности. Экономика промышленности. 2025;18(1):24-34. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2025-1-1431
For citation:
Arshinova A.I. Strategizing the development of education in the regions of Russia in the context of managing economic growth, digitalization and strengthening the technological sovereignty of industry. Russian Journal of Industrial Economics. 2025;18(1):24-34. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2025-1-1431