Развитие инструментов управления знаниями в металлургии
https://doi.org/10.17073/2072-1633-2017-2-121-127
摘要
В настоящее время концепция управления знаниями вошла в практическую жизнь многих отечественных организаций различных сфер экономической деятельности. Поскольку металлургическая отрасль Российской Федерации уже несколько лет пребывает в затянувшемся кризисе, обмусленным комплексом факторов, среди которых падение спроса на металлопродукцию на внутреннем и внешнем рынках, экономическими санкциями против России, политической и экономической нестабильностью в целом, для предприятий отрасли особо остро встает вопрос о поиске новых методов и подходов к управлению производством, рационализации процесса использования ресурсов, сокращении непроизводственных издержек. Все эти вопросы могут быть решены, в том числе и благодаря использованию различных инструментов управления знаниями, направленных на аккумулирование, сохранение и передачу эксклюзивных профессиональных знаний сотрудников, которые в новой экономике являются ключевым источником обеспечения долгосрочной конкурентоспособности любой организации.
Автором на базе существующего инструмента стратегического менеджмента разработана системная карта знаний металлургического предприятия, отражающая основные элементы системы знаний, а также особенности их взаимной трансформации и возможностей юридического права собственности. Также в статье предложена процессно-ориентированная карта знаний для электросталеплавильного цеха, предназначенная для определения потоков знаний в процессе выплавки стали на данном участке производства. Разработанные в статье системная карта знаний и процессно-ориентированная карта знаний представляют собой развитие уже существующих в теории управления знаниями инструментов, являются их практическим приложением в металлургической отрасли. Использование данных инструментов позволит мобилизовать накопленные профессиональные знания работников металлургических предприятий для достижения их стратегических целей.
参考
1. Харитонова В.Н. Управление знаниями как инструмент обеспечения стратегической конкурентоспособности // Финансы и кредит. 2013. № 31(559). С. 54–60.
2. Colombi M. Top 5 Reasons Why Knowledge Management is Necessary, June 10, 2016. URL: http://www.broadvision.com/blog/top-5-reasons-knowledge-management-necessary/ (дата обращения: 18.04.2017).
3. Металлургический кризис: проблемы в России. URL: https://pronedra.ru/mining/2016/03/03/ metallurgicheskiy-krizis-v-rossii/ (дата обращения: 18.04.2017).
4. Подготовлен обзор отрасли металлургии по итогам 2016 года. URL: http://riarating.ru/industry_ newsletters/20170403/630059499.html (дата обращения: 18.04.2017).
5. Интервью с председателем совета директоров компании «Северсталь» Алексеем Мордашовым. URL: http://www.35media.ru/news/2016/12/30/ intervyu-s-predsedatelem-soveta-direktorov-kompaniiseverstal-alekseem-mordashovym (дата обращения: 18.04.2017).
6. Харитонова В.Н. Особенности управления знаниями в черной металлургии // Экономика в промышленности. 2013. № 1. С. 41–44. DOI: 10.17073/2072-1633-2013-1-41-44
7. Пуляева В.Н., Харитонова Н.А. Инновационное развитие черной металлургии России: проблемы и перспективы // Экономика в промышленности. 2014. № 4. С. 33–40. DOI: 10.17073/2072-1633-2014-4-33-40
8. Гибадуллин А.А., Пуляева В.Н. Современные механизмы инновационного развития промышленности России. М.: Издателсткий дом ГУУ, 2016. 159 с.
9. System Analysis and Design. URL: https://www. tutorialspoint.com/system_analysis_and_design/system_analysis_and_design_tutorial.pdf (дата обращения: 18.04.2017).
10. Долгоруков А.М. Стратегическое искусство: целеполагание в бизнесе, разработка стратегий, воплощение замысла в жизнь. М.: 1С-Паблишинг, 2004. 366 с.
11. Система управления взаимоотношениями с клиентами. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Система_управления_взаимоотношениями_с_клиентами (дата обращения 18.04.2017).
12. Информационные ресурсы и технологии в экономике: учебное пособие / под ред. А.Н. Романова, Б.Е. Одинцова. М.: Вузовский учебник; НИЦ ИНФРА-М, 2013. 462 с.
13. PDM-система. URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki/PDM-система (дата обращения: 18.04.2017).
14. Polanyi M. Personal Knowledge: Towards a Post-critical Philosophy. London: Routledge and Kegan Paul, 1958. 324 p.
15. Nonaka I., Hirotaka T. The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation. New York; Oxford: Oxford University Press, 1995. 304 p.
16. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006г. № 230-ФЗ (ред. от 28.03.2017 г.).
17. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017 г.).
18. Харринтгтон Дж., Воул Ф. Совершенство управления знаниями / под научн. ред. А.Б. Болдина. М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. 272 с.
19. Charron R., Harrington J., Voehl F., Wiggin H. The Lean Management Systems Handbook. Boca Raton: CRC Press, 2015. 549 p.
20. Sivasubramanian S. Process Model for Knowledge Management Language Technologies Institute School of Computer Science. Pittsburgh, 2016. 81 p.
评论
供引用:
Pulyaeva V.N. Knowledge management tools development in the metallurgy. Russian Journal of Industrial Economics. 2017;10(2):121-127. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2017-2-121-127