Структурно-функциональная модель коммерциализации результатов инновационной деятельности вузов
https://doi.org/10.17073/2072-1633-2018-2-177-184
Аннотация
Инновационная деятельность вузов является одним из фундаментальных направлений инновационного развития российской экономики. За вузами закрепилась роль центров инноваций в регионах и отраслях. Интересы государства, бизнеса и высшей школы интегрируются в процессе создания, развития и коммерциализации новых знаний. Процесс коммерциализации непрерывен, как и сам инновационный поиск, и начинается вместе с началом разработок. Процесс коммерциализации начнется с момента, как только вуз поставит задачу извлечения прибыли из приобретенного опыта и знаний, при этом могут быть использованы различные формы коммерциализации – как с полным отчуждением имущественных прав интеллектуальной собственности, так и с сохранением прав использования разработки за университетом. В качестве перспективной модели коммерциализации университетских исследований и разработок, при которой вуз остается собственником созданных в его стенах ценностей, представлено создание малых инновационных предприятий. В работе приведены результаты исследования распространения этой формы в российских университетах. Доказано, что создание малых инновационных предприятий имеет ряд положительных аспектов как для университета, так и для экономики региона и страны в целом. Исследование развития инфраструктуры трансфера технологий вузов в реальное производство и коммерциализации результатов вузовской науки выявило формирование высокого инновационного потенциала регионов. Инфраструктура коммерциализации вузовских исследований и разработок определена как комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов вуза, сопровождающих реализацию научно-исследовательской деятельности его работников и обеспечивающих возможность коммерциализации ее результатов. Составлена структурно-функциональная модель, отражающая соответствие отдельных элементов (объектов) инновационной инфраструктуры определенной форме коммерциализации и этапам коммерциализации инновационной деятельности вузов.
Об авторах
Е. А. АлпееваРоссия
Кандидат экономических наук, доцент
119049, Москва, Ленинский проспект, д. 4.
Е. В. Тимохина
Россия
305040, Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94
Список литературы
1. Двенадцать решений для нового образования. Доклад центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 17.04.2018).
2. Андреев Ю.Н. Структура научно-технических разработок вузов России // Инноватика и экспертиза. 2016. № 1. С. 145–151.
3. Колмыкова Т.С., Емельянов С.Г., Артемьев О.Г., Самбуров С.Н. Развитие университета инновационного типа на примере реализации проекта по разработке малых космических аппаратов // Известия ЮгоЗападного государственного университета. 2017.№ 4(73). С.101–109.
4. Емельянов С.Г., Харченко Е.В., Широкова Л.В., Алпеева Е.А., Ситникова Э.В., Галахов Д.И., Колмыкова Т.С. Управление развитием высокотехнологичных секторов в формировании воспроизводственных контуров инновационной экономики. Курск, 2013. 324 с.
5. Захаров А.А., Иващенко Н.П. Модели инновационного развития университетов в России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6.№ 3-1(23). С. 112–118.
6. Мудревский А.Ю., Тюрин С.Б., Коречков Ю.В., Бурыкин А.Д., Бурыкина Н.М. Проблемы управления инновационной деятельностью предприятия и пути их решения. Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2017. 291 с.
7. Пономарева С.А., Плеханов А.А. Механизм интеграции вузовской науки в региональную инновационную систему // Креативная экономика. 2012. Т. 6.№ 1. С. 9–15.
8. Бганцева Я.В., Коваженков М.А. Инновационная стратегия управления коммерциализацией интеллектуальной собственности вуза // Креативная экономика. 2009. № 11. С. 21–28.
9. Тимохина Е.В. Развитие инфраструктуры коммерциализации результатов исследований и разработок в вузах России // Инновационная экономика – основа устойчивого развития государства: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017. 129 с. С. 108–110.
10. Харченко Е.В., Широкова Л.В., Тимохина Е.В. Роль университетов в формировании условий глобального технологического лидерства России // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 6. С. 341–347.
11. Черникова А.А., Кожитов Л.В., Косушкин В.Г., Верхович В.С. Подготовка инноваторов в вузах // Инновации. 2013. № 7(177). С. 74–85.
12. Матвеев С.Ю., Романович Л.Г., Бабаев В.Б., Дорошенко Ю.А., Зинькова В.А., Осипенко Н.В., Оспищев П.И., Трошин А.С., Евтушенко Е.И. Малое инновационное предприятие шаг за шагом: методические рекомендации. Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2014. 45 с.
13. Харченко Е.В., Шевченко А.С. Интеграция механизма «инновационного лифта» в инновационную инфраструктуру региона // Социально-экономические явления и процессы. 2016. Т. 11. № 12. С. 138–144.
14. Чекмачев И.Ю., Иода Е.В. Инжиниринговый центр как элемент инновационной инфраструктуры региона // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 9. С. 84–95.
15. Досужева Е.Е., Лямзин О.Л. О современных особенностях формирования инновационной инфраструктуры с участием вузов в Российской Федерации (часть 1) // Проблемы современной экономики. 2012. № 1. С. 383–387.
16. Широкова Л.В., Алпеева Е.А. Детерминанты развития бизнес-среды Российской Федерации и ее регионов // Известия Юго-Западного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014.№ 1. С. 33–43;
17. Толстых Т.О. Стратегирование региональной инновационной предпринимательской инфраструктуры // Регион: системы, экономика, управление. 2016. № 1(32). С. 68–72.
18. Зинурова Р.И., Мисбахова Ч.А., Стародубова А.А. Моделирование диффузии инноваций в рамках национальной инновационной системы // Экономика в промышленности. 2016. № 2. С. 91–98. DOI: 10.17073/2072-1633-2016-2-91-98
19. Греченюк О.Н., Греченюк А.В. Оценка развития инновационной деятельности в РФ // Научный альманах Центрального Черноземья. 2014. № 1. С. 44–49.
20. Ершова И.Г., Андросова И.В. Внедрение менеджмента знаний в инновационную деятельность организаций // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 8. С. 282–284.
Рецензия
Для цитирования:
Алпеева Е.А., Тимохина Е.В. Структурно-функциональная модель коммерциализации результатов инновационной деятельности вузов. Экономика промышленности. 2018;11(2):177-184. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2018-2-177-184
For citation:
Alpeeva E.A., Timohina E.V. Structural and functional model of commercialization innovative activity results in universities. Russian Journal of Industrial Economics. 2018;11(2):177-184. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2018-2-177-184