Применение комплексных систем показателей при реализации программ повышения конкурентоспособности в контексте развития сотрудничества с индустрией и повышения экономической устойчивости университетов
https://doi.org/10.17073/2072-1633-2019-3-341-355
Аннотация
Применение систем показателей является существенной характеристикой реализации программ развития российского высшего образования, в т. ч. программы повышения конкурентоспособности. Программа повышения конкурентоспособности – это проект Правительства РФ, направленный на существенное повышение конкурентных позиций ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ (Проект 5-100). Различные группы участников программы по-разному сталкиваются с положительными и отрицательными аспектами данного инструмента управления. Одним из рисков ориентации на показатели часто называется несоответствие системы показателей, ориентированных на международную модель деятельности университетов, и роли университетов как драйверов развития регионов и отраслей российской экономики. Данные риски требуют системной оценки.
Целью настоящего исследования было систематизировать события по изменению и использованию системы показателей в программе на различных уровнях управления с учетом общего контекста, в котором реализуется программа, сопоставить их с показателями отдельных вузов и создать информационную основу для дальнейшего сопоставления их с практиками университетов. В качестве референтных вузов для предварительного анализа были выбраны два университета программы, обладающие мощной традицией совместной работы как с базовыми, так и наукоемкими отраслями промышленности.
Важной частью аппарата данного исследования стал метод исторического сопоставления изменений системы показателей в динамике.
Об авторах
Д. Г. СандлерРоссия
Сандлер Даниил Геннадьевич – кандидат экономических наук, доцент, проректор по экономике и стратегическому развитию
620002, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
И. А. Евсюкова
Россия
Евсюкова Ирина Анатольевна – кандидат исторических наук, директор офиса управления проектами
119049, Москва, Ленинский просп., д. 4
С. С. Боганцева
Россия
Боганцева Светлана Сергеевна – кандидат исторических наук, директор НОЦ интерфейса научных знаний
», 119049, Москва, Ленинский просп., д. 4
Д. А. Мельник
Россия
Мельник Дмитрий Анатольевич – зам. проректора по экономике и стратегическому развитию
620002, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
А. В. Стерхов
Россия
Стерхов Александр Викторович – старший преподаватель
620002, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
Д. В. Бондарчук
Россия
Бондарчук Дмитрий Владимирович – заместитель директора
109316, Москва, ул. Талалихина, д. 33, стр. 4
Список литературы
1. Kapetaniou Ch., Lee S.H. A framework for assessing the performance of universities: the case of Cyprus // Technological Forecasting and Social Change. 2017. V. 123. P. 169–180. DOI: 10.1016/j.techfore.2016.03.015
2. Abramo G., D’Angelo C.A. A comparison of university performance scores and ranks by MNCS and FSS // J. Informetrics, 2016. V. 10. Iss. 4. P. 889–901. DOI: 10.1016/j.joi.2016.07.004
3. Frenken K., Heimeriks G.J., Hoekman J. What drives university research performance? An analysis using the CWTS Leiden Ranking data // J. Informetrics. 2017. V. 11. Iss. 3. P. 859–872. DOI: 10.1016/j.joi.2017.06.006
4. Riviezzo A., Santos S.C., Liñán F., Napolitano M.R., Fusco F. European universities seeking entrepreneurial paths: the moderating effect of contextual variables on the entrepreneurial orientation-performance relationship // Technological Forecasting and Social Change 2019. V. 141. P. 232–248. DOI: 10.1016/j.techfore.2018.10.011
5. El Gibari S., Gómez T., Ruiz F. Evaluating university performance using reference point based composite indicators // J. Informetrics. 2018. V. 12. Iss. 4. P. 1235– 1250. DOI: 10.1016/j.joi.2018.10.003
6. Cyrenne P., Chan A. High school grades and university performance: A case study // Economics of Education Review. 2012. V. 31. Iss. 5. P. 524–542. DOI: 10.1016/j.econedurev.2012.03.005
7. Lu W.-M. Intellectual capital and university performance in Taiwan // Economic Modelling. 2012. V. 29. Iss. 4. P. 1081–1089. DOI: 10.1016/j.econmod.2012.03.021
8. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». URL: https://base.garant.ru/70170946/ (дата обращения: 14.06.2019).
9. «Перечень показателей оценки эффективности деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов» (утв. Минобрнауки России 09.08.2012 NАК-11/05вн). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=652128#0937110261201805 (дата обращения: 14.06.2019).
10. . Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.12.2012 г. № 2433-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013– 2020 годы». URL: http://government.ru/docs/3346/ (дата обращения: 14.06.2019).
11. . Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140254/ (дата обращения: 14.06.2019).
12. . Постановление Правительства РФ от 16 марта 2013 г. № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». URL: https://base.garant.ru/70336756/
13. . Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2013 г. № 296 «О перечне требований к отбору вузов для получения ими государственной поддержки в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научнообразовательных центров». URL: https://base.garant.ru/70382974/ (дата обращения: 14.06.2019).
14. . Правила осуществления мониторинга показателей реализации плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2012 г. № 2006-р. Письмо заместителя Министра образования РФ А.Б. Повалко № АП-2701/02 от 3 декабря 2014 г.
15. . Методические рекомендации по разработке программы развития университета, в отношении которого Правительством Российской Федерации установлена категория «федеральный университет». Письмо Департамента государственной политики в сфере высшего образования «Об актуализации программ» развития от 30.10.2014 г. № 05-23037.
16. . Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016– 2020 годы». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/ (дата обращения: 14.06.2019).
17. . Рекомендации по описанию стратегической академической единицы университета (САЕ), показателей, характеризующих ее вклад в реализацию утвержденных планов мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожных карт»). Письмо Заместителя Министра (Минобрнауки России) от 15 января 2016 г. № АП-26/02 «О направлении рекомендаций».
18. . Методические рекомендации по разработке планов мероприятий по реализации вузами, отобранными по результатам конкурса на предоставление государственной поддержки ведущим университетам Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научнообразовательных центров, программы повышения конкурентоспособности («дорожных карт») на 2013– 2020 годы (3 этап – 2017 год). Протокол совещания по вопросам дальнейшей реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» от 15 апреля 2016 года № ДЛ24/02-пр.
19. . Письмо Директора департамента государственной политики в области высшего образования от 14 августа 2017 г. № 05-13521.
20. . Методика расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования 2018 года (на основе данных формы № 1 – мониторинг за 2017 год) // Утверждено заместителем Министра образования и науки Российской Федерации И.В. Кузнецовой 30.03.2018г. № ИК-139/05вн.
21. . Указ Президента Российской Федерации» №2-04 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.».
Рецензия
Для цитирования:
Сандлер Д.Г., Евсюкова И.А., Боганцева С.С., Мельник Д.А., Стерхов А.В., Бондарчук Д.В. Применение комплексных систем показателей при реализации программ повышения конкурентоспособности в контексте развития сотрудничества с индустрией и повышения экономической устойчивости университетов. Экономика промышленности. 2019;12(3):341-355. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2019-3-341-355
For citation:
Sandler D.G., Evsykova I.A., Bogantseva S.S., Melnik D.A., Sterkhov A.V., Bondarchuk D.V. Usage of integrated indicators in the implementation of programs to improve competitiveness in the context of developing cooperation with the industry and improving the economic sustainability of universities. Russian Journal of Industrial Economics. 2019;12(3):341-355. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2019-3-341-355