Управление подготовкой профессиональных кадров
https://doi.org/10.17073/2072-1633-2019-3-356-366
Аннотация
Намечающаяся модернизация системы высшего образования должна базироваться на анализе исходного состояния системы в настоящее время, возникших в последние годы проблем и предложений от всех заинтересованных сторон.
Качество образования выпускников (уровень овладения компетентностями) зависит от организации и осуществления учебного процесса (вклад вуза) и активности обучающихся (вклад студентов).
Рассматривается целесообразность использования результатов опросов студентов для корректировки образовательного процесса.
Так, в образовательной программе могут быть учтены склонности студентов к тому или иному типу деятельности (технолог, организатор, исследователь). Определение причин тревожности студентов способствует улучшению учебного процесса и отношений с обучающимися.
Показано, что качество образования повышается при более ранней адаптированности студентов к образовательной среде вуза.
Проведена оценка степени сформированности волевых качеств обучающихся, которые влияют на проявление таких свойств как ответственность, дисциплинированность, организованность и исполнительность.
Успешность профессиональной деятельности выпускников образовательной организации будет определяться направленностью их жизненных целей. Проведенная оценка жизненных целей студентов показывает необходимость постоянного совершенствования социокультурной (воспитывающей) среды в вузах.
Предложены меры по совершенствованию учебного процесса и повышения педагогической квалификации преподавателей.
Об авторах
В. П. СоловьевРоссия
Соловьев Виктор Петрович – кандидат технических наук, профессор, академик Академии проблем качества РФ
309530, Белгородская обл., Старый Оскол, мкр. Макаренко, д. 42
Т. А. Перескокова
Россия
Перескокова Татьяна Аркадьевн – кандидат педагогических наук, доцент кафедры горного дела
309514, Старый Оскол, ул. Ленина, д. 14/13
Список литературы
1. Исикава К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1988. 215 с.
2. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Кочетов А.И., Крупин Ю.А. О кадровом потенциале отечественной экономики // Высшее образование сегодня. 2016. № 8. С. 2–7.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 21.05.04 «Горное дело», 2016. 39 с. URL: https://classinform.ru/fgos/21.05.04-gornoe-delo.html (дата обращения: 03.06.2019).
4. Сизанов А.Н. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. Минск: Харвест, 2007. 576 с.
5. Соловьев В.П., Богатов Е.М. Организация эксперимента. Старый Оскол: ТНТ, 2012. 253 с.
6. Методика измерения уровня тревожности Тейлора. Адаптация Т.А. Немчина. URL: http://testmetod.ru/index.php/metodiki-i-testy/1/22-metodika-izmereniya-urovnya-trevozhnosti-tejlora (дата обращения: 03.06.2019).
7. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI в.: проблемы, перспективы, решения // Качество и жизнь. 2015. № 4. С. 37–45.
8. Соловьев В.П., Крупин Ю.А., Перескокова Т.А. Образование для инновационной экономики. Старый Оскол: ТНТ, 2014. 269 с.
9. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов. М.: Центр, 2002. 256 с.
10. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. (Опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха). URL: http://psycabi.net/testy/271 (дата обращения: 03.06.2019).
11. Погодаев А.К., Мельник С. М., Чупров В.Б. ЛГТУ – НЛМК: стратегия эффективности плюс подтвержденное качество // Ректор вуза. 2012. № 4. С. 14–17.
12. Круглов М.Г., Шишков Г.М. Менеджмент качества как он есть. М.: ЭКСМО, 2006. 539 с.
13. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Психолого-педагогические исследования. 2010. № 2.
14. Перескокова Т.А., Соловьев В.П. Учебный процесс в вузе на основе принципа студентоцентрированности // Alma mater. 2017. № 2. С. 60–68.
15. Соловьев В.П., Кочетов А.И., Крупин Ю.А., Перескокова Т.А. Качество – визитная карточка нашего времени. М.: «Университетская книга», 2016. 151 с.
16. Немов Р.С. Психология. М.: Владос, 1998. 360 с.
17. Машарова Т.В., Сырцова Е.Л. Интеллигентность как ведущее качество будущего специалиста. Киров. ВятГТУ, 2006. 99 с.
18. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: МГУ, 1994. 138 с.
19. Румянцева Е.Е. Промышленность России: проблемы и пути дальнейшего развития // Экономика в промышленности. 2018. Т. 11. № 2. С. 151–157. DOI: 10.17073/2072-1633-2018-2-151-158
20. Пшенников В.В. Японский менеджмент. Уроки для нас. М.: Япония сегодня, 2000. 334 с.
Рецензия
Для цитирования:
Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Управление подготовкой профессиональных кадров. Экономика промышленности. 2019;12(3):356-376. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2019-3-356-366
For citation:
Solov’ev V.P., Pereskokova T.A. Management of professional training. Russian Journal of Industrial Economics. 2019;12(3):356-376. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2019-3-356-366