Подход к инвестированию в интеллектуальный капитал производственной компании на основе моделей создания ценности
https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-1-97-107
Аннотация
Наряду с физическими и финансовыми компонентами значительную роль в ресурсном портфеле компаний играют элементы интеллектуального капитала: компетенции сотрудников, формализованные источники знания, а также взаимоотношения с ключевыми стейкхолдерами. Однако многочисленные исследования показывают, что в производственных и сервисных компаниях элементы интеллектуального капитала распределены неравномерно, а процессы инвестирования в данные компоненты подчинены различной логике. Целью данной статьи является разработка теоретического подхода, согласно которому подобные различия рождаются на уровне моделей создания ценности, являющихся фундаментальными переменными организации, определяющими сущность и структуру реализуемых бизнес-моделей. В фокусе исследования находятся производственные, продукт-ориентированные компании, которые одновременно могут поддерживать несколько моделей создания ценностей. Новизна работы заключается в применении дифференцированных стратегий инвестирования в интеллектуальный капитал в цепочках, мастерских и сетях ценности, которые повышают уровень управленческой рефлексии в отношении различий, лежащих в определении роли и приоритета отдельных ресурсов в поддержании конкурентоспособности производственной компании. Предложенный подход обладает практической значимостью, поскольку вносит вклад в методическое обеспечение процесса управления портфелем инвестиционных проектов производственной компании по развитию человеческого, структурного и отношенческого капиталов.
Об авторах
Х. С. М. ДеглесУральский федеральный университет
Россия
Деглес Хани Самех Мохаммед – аспирант
620002, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
SPIN-код: 2086-3439,
AuthorID: 1081425
Н. Р. Кельчевская
Уральский федеральный университет
Россия
Кельчевская Наталья Рэмовна – доктор экономических наук, профессор, Институт экономики и управления
620002, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
SPIN-код: 6523-2066,
AuthorID: 341109
Список литературы
1. Secundo G., Dumay J., Schiuma G., Passiante G. Managing intellectual capital through a collective intelligence approach: An integrated framework for universities. Journal of Intellectual Capital. 2016;17(2):298–319. https://doi.org/10.1108/JIC-05-2015-0046
2. Secundo G., Massaro M., Dumay J., Bagnoli C. Intellectual capital management in the fourth stage of IC research: A critical case study in university settings. Journal of Intellectual Capital. 2018;19(1):157–177. https://doi.org/10.1108/JIC-11-2016-0113
3. Olhager J., Selldin E., Wikner J. Decoupling the value chain. International Journal of Value Chain Management. 2006;1(1):19232. https://doi.org/10.1504/IJVCM.2006.009021
4. Yeh H. A knowledge value creation model for knowledge-intensive procurement projects. Journal of Manufacturing Technology Management. 2008;19(7):871–892. https://doi.org/10.1108/17410380810898796
5. Haksever C., Chaganti R., Cook R.G. A model of value creation: Strategic view. Journal of Business Ethics. 2004;49(3):295–307. https://doi.org/10.1023/B:BUSI.0000017968.21563.05
6. Foss N.J., Saebi T. Business models and business model innovation: Between wicked and paradigmatic problems. Long Range Planning. 2018;51(1):9–21. https://doi.org/10.1016/j.lrp.2017.07.006
7. Porter M.E. Competitive advantage: Creating and sustaining superior performance. New York: The Free Press; 1985. 558 p.
8. Ricciotti F. From value chain to value network: A systematic literature review. Management Review Quarterly. 2020;70(2):191–212. https://doi.org/10.1007/s11301-019-00164-7
9. Bandarian R. Exploiting value chain process concepts in research organisations. International Journal of Value Chain Management. 2008;2(3):400–416. https://doi.org/10.1504/IJVCM.2008.019520
10. Thompson J.D. Organizations in action: Social science bases of administrative theory. New York: McGraw-Hill Book Co.; 1967. 192 p.
11. Presutti W.D., Jr., Mawhinney J.R. The value chain revisited. International Journal of Value Chain Management. 2009;3(2):146–167. https://doi.org/10.1504/IJVCM.2009.026955
12. Stabell C.B., Fjeldstad Ø.D. Configuring value for competitive advantage: on chains, shops, and networks. Strategic Management Journal. 1998;19(5):413–437. https://doi.org/10.1002/(SICI)1097-0266(199805)19:53.0.CO;2-C
13. Gottschalk P. How knowledge organisations work: The value shop configuration. International Journal of Services and Standards. 2007;3(4):402–412. https://doi.org/10.1504/IJSS.2007.015224
14. Gadolin C., Andersson T., Eriksson E., Hellström A. Providing healthcare through “value shops”: Impact on professional fulfilment for physicians and nurses. International Journal of Health Governance. 2020;25(2):127–136. https://doi.org/10.1108/IJHG-12-2019-0081
15. Gottschalk P. Information technology in the value shop: An empirical study of police investigation performance. International Journal of Information Technology & Decision Making. 2007;6(4):751–765. https://doi.org/10.1142/S0219622007002654
16. Crema M., Verbano C. Managing intellectual capital in Italian manufacturing SMEs. Creativity and Innovation Management. 2016;25(3):408–421. https://doi.org/10.1111/caim.12074
17. Verbano C., Crema M. Linking technology innovation strategy, intellectual capital and technology innovation performance in manufacturing SMEs. Technology Analysis & Strategic Management. 2016;28(5):524–540. https://doi.org/10.1080/09537325.2015.1117066
18. Santos-Rodrigues H., Fernández-Jardón C.M., Figueroa Dorrego P. Relation between intellectual capital and the product process innovation. Internation Journal of Knowledge-Based Development. 2015;6(1):15– 33. https://doi.org/10.1504/IJKBD.2015.069454
19. Kianto A., Hurmelinna-Laukkanen P., Ritala P. Intellectual capital in service- and product-oriented companies. Journal of Intellectual Capital. 2010;11(3):305– 325. https://doi.org/10.1108/14691931011064563
20. Hussinki H., Ritala P. Vanhala M,, Kianto A. Intellectual capital, knowledge management practices and firm performance. Journal of Intellectual Capital. 2017;18(4):904–922. https://doi.org/10.1108/JIC-11-2016-0116
21. Kess P., Law K.M.Y., Kanchana R., Phusavat K. Critical factors for an effective business value chain. Industrial Management & Data Systems. 2010;110(1):63– 77. https://doi.org/10.1108/02635571011008407
22. Allee V. Value-creating networks: Organizational issues and challenges. The Learning Organization. 2009;16(6):427–442. https://doi.org/10.1108/09696470910993918
23. Kolberg D., Zühlke D. Lean automation enabled by Industry 4.0 technologies. IFAC-PapersOnLine. 2015;48(3):1870–1875. https://doi.org/10.1016/j.ifacol.2015.06.359
24. Hopkins J., Hawking P. Big Data analytics and IoT in logistics: A case study. International Journal of Logistics Management. 2018;29(2):575–591. https://doi.org/10.1108/IJLM-05-2017-0109
25. Montemari M., Nielsen C. The role of causal maps in intellectual capital measurement and management. Journal of Intellectual Capital. 2013;14(4):522–546. https://doi.org/10.1108/JIC-01-2013-0008
Рецензия
Для цитирования:
Деглес Х.С., Кельчевская Н.Р. Подход к инвестированию в интеллектуальный капитал производственной компании на основе моделей создания ценности. Экономика промышленности. 2021;14(1):97-107. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-1-97-107
For citation:
Deghles H.S., Kelchevskaya N.R. Value creation model-based approach to investment in intellectual capital of a manufacturing company. Russian Journal of Industrial Economics. 2021;14(1):97-107. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-1-97-107