职业教育:现状与新方法
https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-1-129-140
摘要
论述了职业教育体系在国家经济发展现阶段所面临的问题。提请人们注意在改善中等和 高等职业教育方面存在的差距。最高层国家机构十分重视改善高等教育体系和工人培训,而对 中级专家的培训最近已经脱离了他们的视野。近年来,许多学院已成为大学的一部分。但是在 教育和科学部最后一次改组,即成立教育部以后,中等职业教育归其管辖。建议将中等职业教 育和高等职业教育合并为一个系统(将其视为高等教育)。在学院将对“生产线工程师” 进行 培训(即使是在基础普通教育的基础上),但学习时间可能会略有增加。这种教育计划可以在 大学的地区分校实施,以培训当地工业、中小企业员工。学生培训实践表明,将学士和硕士生 的能力按其活动类型划分是毫无意义的,因为学生在学习期间无法确定他们对未来活动类型的 偏好。建议制定通用的毕业生能力模型,使其能够对受过不同程度培训的毕业生提出要求;建 议向职业教育的毕业生连同文凭一起颁发一个附录,附上他所必须拥有的能力清单。新的联邦 各级高等教育系统规定,专业能力由教育机构本身决定。在这方面,建议考虑向毕业生颁发学 校的文凭而不是国家文凭的问题。
关于作者
V. P. 索洛维耶夫俄罗斯联邦
309516,别尔哥罗德州,旧奥斯科尔市, 马卡连柯小区42号
T. A. 佩列斯科科娃
俄罗斯联邦
309530,别尔哥罗德州,旧奥斯科尔市,列宁大街14/13号
参考
1. Стенограмма совместного заседания президиума Госсовета и Совета по науке и образованию. 06.02.2020. URL: http://prezident.org/tekst/stenogrammasovmestnogo-zasedanija-prezidiuma-gossoveta-i-sovetapo-nauke-i-obrazovaniyu-06-02-2020.html
2. Манылов Д. Россия приступает к реформе высшего образования. Форпост Северо-Запад. 08.06.2020. URL: https://yandex.ru/turbo/forpost-sz.ru/s/a/2020-06-08/rossiya-pristupaet-k-reformevysshego-obrazovaniya
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html
4. Россия в цифрах 2020. Крат. стат. сб. М.: Росстат, 2020. 550 с.
5. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. О подготовке кадрового потенциала для отечественной экономики. Экономика в промышленности. 2016;(4):363–372. https://doi.org/10.17073/2072-1663-2016-4-363-372
6. Становление и развитие системы университетского технического образования России. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана; 2007. 187 с.
7. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: МИСиС; 2003. 126 с.
8. Мельвиль А.Ю., ред. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. М.: Олма-Пресс; 2005. 351 с.
9. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Эволюция уровней образования и квалификаций выпускников организаций высшего образования. Экономика в промышленности. 2018;11(1):70–80. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2018-1-70-80
10. Соловьев В.П., Золотарева Н.М., Крупин Ю.А. Двухуровневая подготовка инженеров в России. М.: Изд. дом МИСиС; 2010. 181 с.
11. Заседание Совета по науке и образованию. 23.06.2014. URL: http://news.kremlin.ru/news/45962
12. Шитов С.Б. Развитие человеческого капитала в условиях цифровизации экономики (социально-философский взгляд). Alma mater (Вестник высшей школы). 2019;(8):20–22. https://doi.org/10.20339/AM.08-19.020
13. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI в.: проблемы, перспективы, решения. Науковедческие исследования. 2014;(2014):42–58.
14. Грызлов В.С. Некоторые задачи актуализации ФГОС ВО технического направления. Sciences of Europe. 2017;1(11-1):42–48.
15. Кочетов А.И., Крупин Ю.А. Требования к системе оценки и сертификации квалификаций на металлургическом производстве. Качество и жизнь. 2015;(4):51–54.
16. Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Савина Н.Е. Среднее профессиональное образование: современные реалии и новые вызовы. На примере СПО Кемеровской области. Образовательные технологии. 2020;(1):137–151.
17. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга: принципы построения устойчивого бизнеса. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс; 2005. 370 с.
18. Шейнбаум В.С. Задачи высшей школы в становлении и развитии системы независимой оценки инженерных квалификаций применительно к ТЭК. Инженерное образование. 2018;(23):10–21.
19. Шабанов Г.А. Переход к подготовке кадров по обновленным образовательным стандартам как комплексная проблема. Высшее образование сегодня. 2018;(12):13–18. https://doi.org/0.25586/RNU.HET.18.12.P.13
20. Шадриков В.Д. Кадры для инновационной экономики: как в действительности обстоит дело с их подготовкой? Высшее образование сегодня. 2019;(6):2– 10. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.19.06.P.02
评论
供引用:
索洛维耶夫 V.P., 佩列斯科科娃 T.A. 职业教育:现状与新方法. 工业经济. 2021;14(1):129-140. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-1-129-140
For citation:
Solovyov V.P., Pereskokova T.A. Professional education: current condition and new approaches. Russian Journal of Industrial Economics. 2021;14(1):129-140. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-1-129-140