论港口基础设施在俄罗斯联邦及其地区社会经济发展中的战略意义
https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-2-164-171
摘要
过境运输和基础设施是国家空间社会经济发展的基本条件之一。在世界运输服 务出口结构中,一半以上是货物运输服务。 俄罗斯在欧洲和亚洲之间的独特地理位置、边境海路的存在为过境和进出口潜力的开发提供了保障,同时与世界运输系统的”切入点”挂钩,使它成为全球运输的一部分。对国内海港活动及其加速现代化发展的预测基于以下事实:作为基础设施的一部分,它们确保了领土的连通以及俄罗斯经济与世界经济的融合。在俄罗斯联邦与海洋接壤的每个地区,都在解决港口发展的问题:在南部,人们十分重视通过综合发展地区运输枢纽,特别是建立港口特别经济区,发展该地区的运输能力; 北部地区则更侧重于发展北方海路港口,这些港口确保碳氢化合物的勘探、生产以及向北部难以到达的地区组织运输;在波罗的海地区,由于波罗的海国家港口之间的激烈竞争,该国的进出口和过境运输能力的提高与初步形成的货物流动方向的积极变化有关。今后,计划在西北联邦区实施若干大型战略基础设施项目。其结果,将形成一个运输和过境区,确保俄罗斯国际和国内运输量的增长,并提高该地区海港的吞吐能力。鉴于俄罗斯领土的规模,其港口基础设施的生命保障功能是该国整体运输系统发展的战略因素。因此,在联邦一级,已经制定并通过了具有法律效力的战略性文件和方案,它们是公共行政管理系统的一部分,确保俄罗斯的国家安全和领土连通性,以及经济的可持续增长。这些文件对俄罗斯联邦及地区的社会经济可持续发展的战略意义要求考虑到俄罗斯海港建设和现代化的基础设施因素,对法令、战略和计划进行分析和系统化。
关于作者
A. R. 贡恰洛娃俄罗斯联邦
119049,莫斯科,列宁斯基大街4号
I. A. 斯托亚诺娃
俄罗斯联邦
119049,莫斯科,列宁斯基大街4号
参考
1. Квинт В.Л. Концепция стратегирования: монография. Кемерово: Кемеровский государственный университет; 2020. 170 с.
2. Leavy B. Strategy, organization and leadership in a new “transient-advantage” world. Strategy & Leadership. 2014;42(4):3–13. https://doi.org/10.1108/SL-05-2014-0038
3. Роль энергетических и горнопромышленных арктических проектов в повышении инвестиционной привлекательности северного морского пути : монография / кол. авт. под общ. ред. И.В. Петрова, Д.Е. Сорокина. М.: КНОРУС; 2021. 354 с.
4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. URL: https://mintrans.gov.ru/documents/3/1009 (дата обращения: 16.03.2021).
5. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 16.03.2021).
6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 16.03.2021).
7. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. URL: http://static.government.ru/media/files/MUNhgWFddP3UfF9RJASDW9VxP8zwcB4Y.pdf (дата обращения: 17.03.2021).
8. Указ Президента РФ от 16.01.2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210967/ (дата обращения: 16.03.2021).
9. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/strategiya_prostranstvennogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2025_goda/ (дата обращения: 16.03.2021).
10. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://static.government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения: 16.03.2021).
11. Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года. URL: http://static.government.ru/media/files/f97zDwh44IJsniyhDZuV85gaL4AkE5M4.pdf (дата обращения: 17.03.2021)
12. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: https://base.garant.ru/70169264/
13. Иватанова Н.П., Стоянова И.А. Рентабельность природного капитала как показатель эффективности природопользования. Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. 2010;(1):238–243.
14. Indepth analysis in support of the Commission. A clean planet for all: A European strategic long-term strategic vision for a prosperous, modern, competitive and climate neutral economy. European Commission Communication. URL: https://ec.europa.eu/clima/sites/clima/files/docs/pages/com_2018_733_analysis_in_support_en_0.pdf (дата обращения: 01.04.2021)
15. Иватанова Н.П., Копылов А.Б., Болотов Г.С. Эколого-экономическая устойчивость или устойчивое развитие («sustainable development»). В сборнике трудов 13-й Международной конференции по проблемам горной промышленности, строительства и энергетики «Социально-экономические и экологические проблемы горной промышленности, строительства и энергетики». Тула; Минск; Донецк: Изд-во «Тульский государственный университет»; 2017;359–364.
16. Wong W.C., Batten J.A., Ahmad A.H., Mohamed-Arshad S.B., Nordin S. Adzis A.A. Does ESG certification add firm value? Finance Research Letters. 2021;39. https://doi.org/10.1016/j.frl.2020.10159
17. The Growth of “green” finance at the global level in the context of sustainable economic development. XXII International Scientific Conference Energy Management of Municipal Facilities and Sustainable Energy Technologies (EMMFT-2020). 2021;244. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202124410058
18. Басова И.А., Копылов А.Б., Иватанова Н.П., Липская Е.О. К вопросу разработки методического подхода к формированию «зеленой экономики» предпринимательства. Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. 2018;(3):4.
19. Гончарова А.Р., Стоянова И.А. Характеристика геоэкологических локальных условий строительства коммуникаций для обеспечения транзита продукции добывающих отраслей. Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2020;(6-1):163–175. https://doi.org/10.25018/0236-1493-2020-61-0-163-175
评论
供引用:
贡恰洛娃 A.R., 斯托亚诺娃 I.A. 论港口基础设施在俄罗斯联邦及其地区社会经济发展中的战略意义. 工业经济. 2021;14(2):164-171. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-2-164-171
For citation:
Goncharova A.R., Stoyanova I.А. Strategic significance of port infrastructure in social and economic development of the Russian Federation and its regions. Russian Journal of Industrial Economics. 2021;14(2):164-171. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-2-164-171