Preview

Экономика промышленности / Russian Journal of Industrial Economics

Расширенный поиск

Принципы менеджмента качества в системе профессионального образования России

https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-3-326-338

Аннотация

Рассматриваются проблемы повышения уровня подготовки выпускников вузов и колледжей при использовании в системе профессионального образования современных подходов, базирующихся на принципах менеджмента качества. Правительство РФ для развития созидательной экономики делает ставку на научно-образовательные центры, в том числе региональные на базе организаций профессионального образования. Уровень подготовки специалистов в региональных вузах и филиалах столичных вузов в регионах, по мнению многих экспертов, не соответствует инновационным требованиям. Необходимо создать современную материальную базу в региональных вузах и колледжах, нужна достойная оплата труда преподавателей. В образовательных организациях должна быть принята идеология качества, следовать которой должны все работники не на словах, а на деле. Веками используемый учебный процесс, основанный на передаче знаний от педагога к учащемуся, исчерпал себя.

Базовым принципом менеджмента качества является процессный подход. Основа высокого уровня подготовки обучаемых – это организация и осуществление учебного и воспитательного процессов в образовательных организациях. Главные действующие лица этих процессов – преподаватели и студенты. Результативность образовательного процесса будет повышаться, если использовать такие подходы, как ориентация на потребителя, лидерство, взаимодействие работников. Предложено проводить анализ междисциплинарных связей содержания учебных дисциплин, изложенных в рабочих программах. Показана целесообразность использования системы обучения в классах ведущих преподавателей. Обращено внимание на изменение идеологии контроля знаний и умений студентов с карательной на диагностическую. Рекомендовано регулярно проводить опросы студентов и преподавателей для выявления областей улучшения образовательного процесса. Результаты опросов должны стать основой для принятия решений. Использование принципов менеджмента качества не требует больших материальных затрат.

Об авторах

В. П. Соловьев
Старооскольский технологический институт им. А.А. Уварова (филиал) Национального исследовательского технологического университета “МИСиС”
Россия

Соловьев Виктор Петрович – кандидат технических наук, профессор

309516, Белгородская обл., Старый Оскол, микрорайон им. Макаренко, д. 42



Т. А. Перескокова
Старооскольский филиал Российского государственного геологоразведочного университета им. С. Орджоникидзе
Россия

Перескокова Татьяна Аркадьевна – кандидат педагогических наук, доцент 

309530, Белгородская обл., Старый Оскол, ул. Ленина, д. 14/13



Список литературы

1. Новости образования и науки. Alma mater. Вестник высшей школы. 2021;(5):3–6. URL: https://almavest.ru/ru/archive/3460

2. Бакушев С.В. Только правда и никаких запретов. Alma mater. Вестник высшей школы. 2021;(5):7– 11. https://doi.org/10.20339/AM.05-21.007

3. Васёв Д.В. Проблемы высшего образования в человеческом измерении. Высшее образование сегодня. 2021;(2):5–11. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.21.02.P.05

4. Григораш О.В. Высшее техническое образование в эпоху перемен. Высшее образование сегодня. 2018;(3):6–9. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.18.03.P.06

5. Кочергин А.Н. Образование как фактор национальной безопасности. Alma mater. Вестник высшей школы. 2018;(9):21–24. https://doi.org/10.20339/AM.09-18.021

6. Сергеев А. Почему уровень выпускников столь низкий? Аргументы и факты. 2021. № 22. URL: https://aif.ru/society/opinion/pochemu_uroven_vypusknikov_stol_nizkiy

7. Соловьев В.П., Кочетов А.И., Крупин Ю.А., Перескокова Т.А. Система менеджмента качества: среда, процессы, риски, персонал. Старый Оскол: Тонкие наукоемкие технологии; 2016. 96 с.

8. Коробцов А.С. Качество инженерного образования: лозунги и реальность. Инженерное образование. 2020;(27):27–36.

9. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Профессиональное образование: современное состояние и новые подходы. Экономика в промышленности. 2021;14(1):129–140. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-1-129-140

10. Мельвиль А.Ю. (ред.) «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. М.: ОЛМА-ПРЕСС; 2005. 351 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19933869

11. Шадриков В.Д. Кадры для инновационной экономики: как в действительности обстоит дело с их подготовкой? Высшее образование сегодня. 2019;(5):2–10. https://doi.org/10.25586/RNU. HET.19.06.P.02

12. Карабасов Ю.С., Роменец В.А., Соловьев В.П., Моргунов И.Б. Научно-методическая система проектирования структуры и содержания профессиональных образовательных программ. Известия международной Академии высшей школы. 2004;3(29):33–50.

13. Боровский Г.А. Образование как образ будущего. Высшее образование сегодня. 2021;(4):2–7. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.21.04.P.02

14. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. О проблемах качества высшего профессионального образования. Alma mater. Вестник высшей школы. 2021;(1):35–42. https://doi.org/10.20339/AM.01-21.035

15. Адлер Ю.П. Повторение неповторимого. М.: Стандарты и качество; 2007. 239 с.

16. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга: принципы построения устойчивого бизнеса. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс; 2005. 370 с.

17. Соловьев В.П., Перескокова Т.А Процессное и риск – ориентированное мышление работников. Экономика в промышленности. 2020;13(2):206–217. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-2-206-217

18. Система мероприятий и нормативная база по переходу на новые методы и формы обучения в условиях рыночных отношений. Сб. документов. М.: МИСиС; 1991. 42 с.

19. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос; 2000. 383 с.

20. Байденко В.И. Гуманистическая направленность подлинных болонских реформ. Высшее образование в России. 2009;(10):116–126.

21. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI в.: проблемы, перспективы, решения. Качество и жизнь. 2015;(4):37–45.

22. Перескокова Т.А. Мониторинг в системе обеспечения качества образования. Sciences of Europe. 2017;4(11):41–46. URL: http://www.europe-science.com/wp-content/uploads/2020/10/VOL-4-No-11-11-2017.pdf


Рецензия

Для цитирования:


Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Принципы менеджмента качества в системе профессионального образования России. Экономика промышленности. 2021;14(3):326-338. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-3-326-338

For citation:


Solovyov V.P., Pereskokova T.A. The principles of quality management in the Russian vocational education system. Russian Journal of Industrial Economics. 2021;14(3):326-338. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-3-326-338

Просмотров: 539


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-1633 (Print)
ISSN 2413-662X (Online)