Стратегические приоритеты инновационной трансформации морских грузоперевозок
https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-1-58-67
Аннотация
При трансформации мировой торговли стратегически значимым становится вариативность логистики доставки грузов. В целях определения отраслевых стратегических приоритетов сформулированы инновационные цели морской транспортной логистики, реализация которых позволит оптимизировать процесс международных грузоперевозок. Обоснование необходимости использования инновационных решений в современной морской логистике осуществлено авторами на основе стратегического анализа тенденций и трендов в транспортной структуре глобального грузопотока с учетом конкурентных преимуществ морских грузоперевозок. Изменения в международной торговле признаны одним из ключевых трендов, влияющих на развитие транспортно-логистической отрасли. На основе аналитического материала показано, каким образом трансформация мировой торговли с точки зрения динамики ее количественных показателей, товарной и географической структуры оказывает влияние на содержание логистических схем морских грузоперевозок. В соответствии с проведенным исследованием сделан вывод, что отраслевое стратегическое развитие морских перевозок должно соответствовать инновационному типу развития интермодальных перевозок с учетом решающего фактора времени.
Об авторах
Т. А. ЯковлеваРоссия
Яковлева Татьяна Анатольевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики, финансов и бухгалтерского учета.
681013, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре, просп. Ленина, д. 27.
А. А. Белецкий
Россия
Белецкий Андрей Альфредович - кандидат экономических наук, доцент департамента инноваций Политехнического института.
690922, Приморский край, Владивосток, о. Русский, пос. Аякс, д. 10.
Список литературы
1. Страны мира. Мировой транспорт. URL: http://vseprostrany.ru/index.php/2011-08-15-06-12-01/2011-08-15-06-35-36.html (дата обращения: 15.01.2022).
2. Основные преимущества и недостатки морских грузоперевозок. TODAY NEWS. 15 марта 2018 г. URL: https://atlanktis.ru/transport/1024-osnovnye-preimuschestva-i-nedostatki-morskih-gruzoperevozok.html (дата обращения: 31.01.2022).
3. Кокушкина И.В, Подоба З.С. Тенденции развития международной торговли в условиях глобализации. Экономика и предпринимательство. 2014;3(44):33-38. URL: http://worldec.ru/content/articles/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%B0%20%D0%9A%D0%BE%D0%BA%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0.pdf (дата обращения: 31.01.2022).
4. Иноземцев В. Обновление цепочек: какой станет международная торговля после кризиса. 15 апреля 2020 г. URL: https://www.rbc.ru/opinions/business/15/04/2020/5e9581ce9a79472109b19010 (дата обращения: 20.01.2022).
5. World trade statistical review 2020 / World Trade Organization. URL https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/wts2020_e/wts20_toc_e.htm (дата обращения: 20.01.2022).
6. Перспективы мировой экономики: Обзор/ Всемирный Банк. 11 января 2022 г. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/publication/global-economic-prospects (дата обращения: 20.01.2022).
7. Обзор морского транспорта за 2017 год / ЮНКТАД; Асариотис Р., Ассаф М., Бенамара Х. и др. 25 октября 2017 г. URL: https://unctad.org/webflyer/review-maritime-transport-2017 (дата обращения: 20.01.2022).
8. Обзор морского транспорта за 2018 год / ЮНКТАД; Асариотис Р., Ассаф М., Бенамара Х. и др. Нью-Йорк - Женева: ООН, 2018. 128 c. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/rmt2018_ru.pdf (дата обращения: 20.01.2022).
9. Review of maritime transport 2019 / UNCTAD; Juan W., Asariotis R., Assaf M., etc. 31 January 2020. 132 pp. URL: https://unctad.org/webflyer/review-mari-time-transport-2019 (дата обращения: 20.01.2022).
10. Обзор морского транспорта 2020 / ООН; ЮНКТАД. Женева, 2020. 23 с. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/rmt2020summary_ru.pdf (дата обращения: 20.01.2022).
11. Международная торговля и развитие: Доклад Генерального секретаря / ООН. 06 января 2021 г. 28 с. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/a74d221_ru.pdf (дата обращения: 20.01.2022).
12. Объемы рынка морских перевозок превысят в 2021 году уровень 2019 года / Рамблер/Фи-нансы. 10 марта 2021 г. URL: https://finance.rambler.ru/economics/45973558-obemy-rynka-morskih-perevozok-prevysyat-v-2021-godu-uroven-2019-goda/ (дата обращения: 05.01.2022).
13. Мукхопадхьяй А. Изменения в международной торговле в условиях нестабильного миропорядка. Вестник международных организаций. 2019;14(4):89-111. https://iorj.hse.ru/data/2019/12/25/1524778506/%D0%9C%D1%83%D0%BA%D1%85%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D1%85%D1%8C%D1%8F%D0%B9.pdf
14. Burmenskiy A.D., Taranukha N.A. Analysis of outside factors influence on perspectives of container traffic development in Arctic region. In: Proceedings of the 25th International Ocean and Polar Engineering Conference, ISOPE-2015. Kona (Hawaii, USA): International Society of Offshore and Polar Eng. 2015;(1):1838-1842.
15. Киреева В., Пирогова О., Мясникова Е. Логистические тренды 2020-2021 года. Жизнь после пандемии / ТЛК-Групп. Федеральная транспортная компания. 6 января 2021. URL: https://news.ati.su/article/2021/01/06/logisticheskie-trendy-2020-2021-goda-zhizn-posle-pandemii-120000/ (дата обращения 20.01.2022).
16. Долгая С. Мировые тенденции развития логистики 2019 года. Logist Today. 16 апреля 2019 г. URL: https://logist.today/dnevnik_logista/2019-04-16/mirovye-tendencii-razvitija-logistiki-2019-goda/ (дата обращения: 10.01.2022).
17. Квинт В.Л., Окрепилов В.В. Роль качества в зарождении и развитии глобального формирующегося рынка. Экономика и управление. 2011;(5):3-21. https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kachestva-v-zarozhdenii-i-razvitii-globalnogo-formiruyuschegosya-rynka/viewer
18. Квинт В.Л. К анализу формирования стратегии как науки. Вестник ЦЭМИ. 2018;1(1):3. https://doi.org/10.33276/S0000121-6-1
19. Козырев А.А. Конкуренция как экономический феномен: основные направления исследований. Управленческое консультирование. 2014;(10):29-35. https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentsiya-kak-ekonomicheskiy-fenomen-osnovnye-napravleniya-issledovaniy/viewer
20. Белецкий А.А. Время как стратегический фактор успешного экономического развития в четвертой промышленной революции. В сб.: Теория и практика стратегирования. Матер. 3-й Междунар. науч.-практ. конф. Серия «Экономическая и финансовая стратегия» / под науч. ред. В.Л. Квинта. М.: Изд-во Моск. ун-та; 2020:68-71. URL: https://mse.msu.ru/wp-content/uploads/2020/10/%D0%A1%D0%91%D0%9E%D0%A0%D0%9D%D0%98%D0%9A-%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 21.03.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Яковлева Т.А., Белецкий А.А. Стратегические приоритеты инновационной трансформации морских грузоперевозок. Экономика промышленности. 2022;15(1):58-67. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-1-58-67
For citation:
Yakovleva T.A., Beletskiy A.A. Strategic priorities of innovative transformations of maritime transportation. Russian Journal of Industrial Economics. 2022;15(1):58-67. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-1-58-67