Preview

Экономика промышленности / Russian Journal of Industrial Economics

Расширенный поиск

Оценка эффективности информационных технологий как инструмента совершенствования организации процесса обучения

https://doi.org/10.17073/2072-1633-2017-3-269-274

Аннотация

Рассматриваются особенности развития информационных технологий в образовании и их роль на современном этапе, а также особенности функционирования сетевой программной оболочки (www.econom.misis.ru), позволяющей реализовать модель смешанного обучения, которая является средством хранения информации (база данных научных и учебно-методических материалов) и инструментом компьютерного тестирования и оценки знаний студентов, что позволяет проводить оценку знаний студентов по различным параметрам, в том числе, по дидактическим единицам. Анализ требований современных работодателей к выпускникам высшего профессионального образования свидетельствуют о том, что оценка совокупности знаний, получаемых в процессе обучения достаточно весома при определении качества образования. Показано, что обобщающая рейтинговая оценка студента, рассчитываемая в информационной системе, с высокой степенью надежности связана с итоговой характеристикой качества образования, в качестве которой может быть использован средний балл обучающихся. Предложены показатели оценки эффективности информационных систем в образовательном учреждении. Предлагается рассчитывать интегральный показатель эффективности на основе оценочного вектора, который формируется на основе вектора частных показателей эффективности образовательной системы. Координатами оценочного вектора являются единицы и нули. Число 1 соответствует удовлетворительной ситуации, а число 0 – неудовлетворительной. Для оценки эффективности образовательной системы фактическая длина оценочного вектора сравнивается с нормативом. Объектами для анализа эффективности использования обучающей системы с помощью разработанного интегрального показателя могут являться: студенческая группа, профиль, направление обучения. Разработанная методика позволяет оценить, насколько результаты работы обучающей системы соответствуют целям обучения.

Об авторах

И. А. Ларионова
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Россия

д-р экон. наук, профессор,

119049, Москва, Ленинский просп., д. 4



Т. Х. Сайдазимова
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Россия

аспирант,

119049, Москва, Ленинский просп., д. 4



И. М. Рожков
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Россия

д-р техн. наук, профессор,

119049, Москва, Ленинский просп., д. 4



В. А. Осадчий
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Россия

д-р техн. наук, профессор,

119049, Москва, Ленинский просп., д. 4



А. В. Алексахин
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Россия

канд. экон. наук, доцент, 

119049, Москва, Ленинский просп., д. 4



Список литературы

1. Куваева Н.Н. Информационные технологии в образовании. 2015. URL: http://sci-article.ru/stat. php?i=1430896487 (дата обращения: 15.05.2017).

2. Вылегжанина Е.А., Мальцева Н.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Международной научной конференции. Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. С. 4–6.

3. Образование уходит в сеть // Газета «Коммерсантъ». 12.01.2017. URL: http://www.kommersant. ru/doc/3188539 (дата обращения: 15.05.2017).

4. Шабанов Г.А. Педагогические проблемы дистанционного онлайн-образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 5. С. 9–12.

5. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Электронное обучение: вектор развития // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 66–74.

6. Бьюкенен У. Использование технологий дистанционного обучения для снижения стоимости инженерных программ: роль ASEE // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 41–44.

7. Киселев Г.М., Бочкова Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. 304 с.

8. Глушкова Р.В. Информационные технологии 1С: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. 63 с.

9. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2013. 227 с.

10. Осадчий В.А., Михин В.Ф. О работе института экономики и управления промышленными предприятиями. 2010. URL: http://econom.misis.ru/Doc/In/ EUPP_Text.htm (дата обращения: 15.05.2017).

11. Ковальчук О.В. Методические положения оценки эффективности образовательной деятельности в муниципальных образовательных системах // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=5089 (дата обращения: 15.05.2017).

12. Бадлаева О.А., Чуева А.Д. Основные подходы к оценке эффективности информационных систем // Молодой ученый. 2016. № 27.2. С. 5–7.

13. Мелихова Ю.М. Эффективность использования информационных технологий в учебном образовательном процессе // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2013. Т. 1. № 5(119). С. 117–121

14. Хасанова Г.Б. Требования работодателей к выпускникам инженерных вузов // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 20. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniyarabotodateley-k-vypusknikam-inzhenernyh-vuzov (дата обращения: 15.05.2017).

15. Сокольник И.В. Требования современных работодателей к выпускникам вузов // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сборник статей по материалам XXII международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2013. URL: https://sibac.info/conf/econom/ xxii/31784 (дата обращения: 15.05.2017).

16. Глушкова Р.В. Информационные системы в образовании. URL: http://tvvlibrary.narod.ru/ papers/2007/14.pdf (дата обращения: 15.05.2017).

17. Боровиков В.П. Statistica: искусство анализа данных на компьютере (для профессионалов). СПб.: ПИТЕР, 2003. 688 с.

18. Рожков И.М., Трофимова Н.А., Ларионова И.А., Костюхин Ю.Ю., Брыкова П.О. Совершенствование коэффициентного метода оценки экономической ситуации на предприятии // Сталь. 2017. № 6. С. 77–81.

19. Рожков И. М., Ларионова И. А., Елисеева Е.Н., Шилов О.В., Трофимова Н.А., Зайцев И.М. Планирование основного показателя финансово-экономического состояния предприятия и рейтинговых оценок соблюдения предприятием финансовой дисциплины // Экономика в промышленности. 2016. № 2. С. 133–141. DOI: 10.17073/2072-1633-2016-2-133-141

20. Рожков И.М., Ларионова И.А., Жагловская А.В. Диагностика и оптимизация финансово-экономического состояния предприятия: учебное пособие. М.: Изд. Дом МИСиС, 2014. 297 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ларионова И.А., Сайдазимова Т.Х., Рожков И.М., Осадчий В.А., Алексахин А.В. Оценка эффективности информационных технологий как инструмента совершенствования организации процесса обучения. Экономика промышленности / Russian Journal of Industrial Economics. 2017;10(3):269-274. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2017-3-269-274

For citation:


Larionova I.A., Rozhkov I.M., Osadchii V.A., Aleksakhin A.V., Saidazimova T.Kh. Efficiency evaluation of information technologies as instrument of enhancement of the organization of educational process. Russian Journal of Industrial Economics. 2017;10(3):269-274. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2017-3-269-274

Просмотров: 836


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-1633 (Print)
ISSN 2413-662X (Online)