Preview

工业经济

高级搜索

Эволюция уровней образования и квалификаций выпускников организаций высшего образования

https://doi.org/10.17073/2072-1633-2018-1-70-80

摘要

Рассматривается изменение уровней профессионального образования и соответствующих им квалификаций выпускников организаций высшего образования. Простые «выходные» параметры выпускников одноуровневой советской высшей школы в виде квалификации «инженер» были понятны потребителям и соответствовали трудовым квалификациям работников, прежде всего, предприятий. Переход высшего образования России на многоуровневую систему привел к установлению для выпускников вузов малопонятных для работодателей квалификаций типа «бакалавр» и «магистр». Предлагается выпускникам вузов, освоившим программы бакалавриата и магистратуры, присваивать не квалификации, а академические степени бакалавра и магистра. А для «узнавания» выпускников различных вузов выдавать им приложение к диплому с перечнем сформированных компетентностей. Представлены этапы изменения образовательных стандартов начиная с 1994 года. Выявлена несогласованность профессиональных и образовательных стандартов в части формулирования требований к образованию работников. Раскрыто обобщенное содержание профессионального стандарта типичного производственного специалиста. Обращено внимание на формирование у студентов в процессе обучения совокупности двух групп компетентностей: профессиональных и социальных, что соответствует требованиям профессиональных стандартов специалистов. Для гарантии качества подготовки предложено предоставлять компетентностную модель выпускников на согласование и рецензирование работодателям, которые сопоставят ее с должностными обязанностями работников соответствующих квалификационных уровней или с профессиональным стандартом.

关于作者

В. Соловьев
СТИ НИТУ «МИСиС».
俄罗斯联邦


Т. Перескокова
СТИ НИТУ «МИСиС».
俄罗斯联邦


参考

1. Минвуз СССР. Инструктивное письмо № 33 (17 ноября1981 г.). «О мероприятиях по совершенствованию подготовки специалистов на основе квалификационных характеристик». URL: www.studmedlib.ru/ru/doc/ISBN5987041368-SCN0003.html (дата обращения: 28.01.2018).

2. Роменец В.А. Московский институт стали и сплавов. Фрагменты истории. М.: Издательский дом «Руда и металлы», 2004. 260 с.

3. Байденко В.И. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 408 с.

4. Соловьев В.П. Компетентностная модель выпускника // Высшее образование сегодня. 2007. № 9. С. 76–78.

5. ФГОС ВПО. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1 (дата обращения: 26.01.2018).

6. Максимов Н.И. Мерцающие функции УМО // Аккредитация в образовании. 2017. № 6 (96). С. 26–33.

7. Байденко В.И. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 534 с.

8. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. М. : Исследовательский центр проблем, 2006. 71 с.

9. Соловьев В.П., Золотарева Н.М., Крупин. Ю.А. Двухуровневая подготовка инженеров в России. М.: Издательский дом МИСиС, 2010. 181 с.

10. Кочетов А.И., Григорьев В.М. Болонский процесс. Стандарты и директивы ENQA. М.: Издательский дом МИСиС, 2008. 75 с.

11. ФГОС ВО. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 26.01.2018).

12. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. URL: http://bizlog.ru/ (дата обращения: 26.01.2018).

13. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Про фессиональные и образовательные стандарты на службе экономики // Экономика в промышленности. 2017. № 3. C. 258–268. DOI: 10.17073/2072-1633-2017-3-258-268

14. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 18–23.

15. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 5–8.

16. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 13–15.

17. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. URL: http://files.stroyinf.ru/Index2/1/4293759/4293759339.htm

18. Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Вознесенская А.О., Бахолдин А.В. Гармонизация квалификаций в системе высшего образования и в сфере труда // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 5–12.

19. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI в.: проблемы, перспективы, решения // Качество и жизнь. 2015. № 4. С. 37–45.

20. Исикава К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика,1988. 215 с.

21. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга: принципы построения устойчивого бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 370 с.


评论

供引用:


Solov’ev V.P., Pereskokova T.A. Evolution of educational levels and qualifications of graduates of higher education institutions. Russian Journal of Industrial Economics. 2018;11(1):70-80. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2018-1-70-80

浏览: 739


ISSN 2072-1633 (Print)
ISSN 2413-662X (Online)