Эволюция уровней образования и квалификаций выпускников организаций высшего образования
https://doi.org/10.17073/2072-1633-2018-1-70-80
Аннотация
Рассматривается изменение уровней профессионального образования и соответствующих им квалификаций выпускников организаций высшего образования. Простые «выходные» параметры выпускников одноуровневой советской высшей школы в виде квалификации «инженер» были понятны потребителям и соответствовали трудовым квалификациям работников, прежде всего, предприятий. Переход высшего образования России на многоуровневую систему привел к установлению для выпускников вузов малопонятных для работодателей квалификаций типа «бакалавр» и «магистр». Предлагается выпускникам вузов, освоившим программы бакалавриата и магистратуры, присваивать не квалификации, а академические степени бакалавра и магистра. А для «узнавания» выпускников различных вузов выдавать им приложение к диплому с перечнем сформированных компетентностей. Представлены этапы изменения образовательных стандартов начиная с 1994 года. Выявлена несогласованность профессиональных и образовательных стандартов в части формулирования требований к образованию работников. Раскрыто обобщенное содержание профессионального стандарта типичного производственного специалиста. Обращено внимание на формирование у студентов в процессе обучения совокупности двух групп компетентностей: профессиональных и социальных, что соответствует требованиям профессиональных стандартов специалистов. Для гарантии качества подготовки предложено предоставлять компетентностную модель выпускников на согласование и рецензирование работодателям, которые сопоставят ее с должностными обязанностями работников соответствующих квалификационных уровней или с профессиональным стандартом.
Об авторах
В. П. СоловьевРоссия
канд. техн. наук, проф., академик Академии проблем качества РФ.
309516, Белгородская область, Старый Оскол, мкр. Макаренко, д. 42.
Т. А. Перескокова
Россия
канд. пед. наук, доц. кафедры гуманитарных наук СТИ НИТУ «МИСиС».
309516, Белгородская область, Старый Оскол, мкр. Макаренко, д. 42.
Список литературы
1. Минвуз СССР. Инструктивное письмо № 33 (17 ноября1981 г.). «О мероприятиях по совершенствованию подготовки специалистов на основе квалификационных характеристик». URL: www.studmedlib.ru/ru/doc/ISBN5987041368-SCN0003.html (дата обращения: 28.01.2018).
2. Роменец В.А. Московский институт стали и сплавов. Фрагменты истории. М.: Издательский дом «Руда и металлы», 2004. 260 с.
3. Байденко В.И. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 408 с.
4. Соловьев В.П. Компетентностная модель выпускника // Высшее образование сегодня. 2007. № 9. С. 76–78.
5. ФГОС ВПО. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1 (дата обращения: 26.01.2018).
6. Максимов Н.И. Мерцающие функции УМО // Аккредитация в образовании. 2017. № 6 (96). С. 26–33.
7. Байденко В.И. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 534 с.
8. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. М. : Исследовательский центр проблем, 2006. 71 с.
9. Соловьев В.П., Золотарева Н.М., Крупин. Ю.А. Двухуровневая подготовка инженеров в России. М.: Издательский дом МИСиС, 2010. 181 с.
10. Кочетов А.И., Григорьев В.М. Болонский процесс. Стандарты и директивы ENQA. М.: Издательский дом МИСиС, 2008. 75 с.
11. ФГОС ВО. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 26.01.2018).
12. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. URL: http://bizlog.ru/ (дата обращения: 26.01.2018).
13. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Про фессиональные и образовательные стандарты на службе экономики // Экономика в промышленности. 2017. № 3. C. 258–268. DOI: 10.17073/2072-1633-2017-3-258-268
14. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 18–23.
15. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 5–8.
16. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 13–15.
17. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. URL: http://files.stroyinf.ru/Index2/1/4293759/4293759339.htm
18. Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Вознесенская А.О., Бахолдин А.В. Гармонизация квалификаций в системе высшего образования и в сфере труда // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 5–12.
19. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI в.: проблемы, перспективы, решения // Качество и жизнь. 2015. № 4. С. 37–45.
20. Исикава К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика,1988. 215 с.
21. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга: принципы построения устойчивого бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 370 с.
Рецензия
Для цитирования:
Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Эволюция уровней образования и квалификаций выпускников организаций высшего образования. Экономика промышленности. 2018;11(1):70-80. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2018-1-70-80
For citation:
Solov’ev V.P., Pereskokova T.A. Evolution of educational levels and qualifications of graduates of higher education institutions. Russian Journal of Industrial Economics. 2018;11(1):70-80. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2018-1-70-80