Preview

Экономика промышленности / Russian Journal of Industrial Economics

Расширенный поиск

Российское образование в контексте стратегии устойчивого развития

https://doi.org/10.17073/2072-1633-2018-1-95-105

Аннотация

В статье отмечается, что образование в интересах устойчивого развития становится не только предпосылкой достижения устойчивого развития, но и приоритетным его средством. Переход к устойчивому развитию фактически начинается со становления образования в интересах устойчивого развития, которое стало одним из ключевых инструментов достижения как Целей развития тысячелетия, так и тех новых 17 глобальных целей устойчивого развития, которые были приняты на Саммите по устойчивому развитию, утвердившем Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Тем самым образование в интересах устойчивого развития как глобальный процесс должен опережать становление устойчивого будущего в его «полном формате». Эта темпоральная особенность образования в интересах устойчивого развития была осознана российскими учеными не только как дальнейшая экологизация образования, но и как его футуризация, т.е. смещение акцентов на изучение и моделирование будущего. Опережающий механизм, футуризирующий образование, складывается из включения в образование проблемы будущего, а также гораздо более ускоренного (по сравнению с другими видами человеческой материальной деятельности) развития. Пока превалирует экологическое видение этой формы и направления образования, которому еще не придано какого-то достаточно четкого вектора развития на официальном уровне. Поэтому ставится задача создания расширенной общей и системной концепции образования в интересах устойчивого развития и выявления его оптимальных путей и форм развития. Процесс перехода российского образования на магистраль «глобальной устойчивости» уже начался, хотя и не приобрел еще широкого масштаба. В стране важно принять нетрадиционные решения на государственном уровне, которые должны будут ориентировать российскую систему образования на новые общемировые цели перехода на путь устойчивого развития.

Об авторах

А. Д. Урсул
МГУ им. М.В. Ломоносова.
Россия

 д-р филос. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ, академик АН Молдавии, директор Центра глобальных исследований и профессор факультета глобальных процессов.

119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 13. 



Т. А. Урсул
НИТУ «МИСиС».
Россия

 д-р филос. наук, проф., почетный работник высшего профессионального образования РФ, зав. каф. социальных наук и технологий.

 119049, Москва, Ленинский проспект, д. 4.



Список литературы

1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. URL: http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 29.01.2018).

2. Наше общее будущее. Доклад Между на родной комиссии по окружающей среде и развитию. М.: Прогресс, 1989. 376 с.

3. Ильин И.В., Урсул А.Д. Образование, общество, природа: Эволюционный подход и глобальные перспективы. М.: Издательство Московского университета, 2016. 560 с.

4. Урсул А.Д. Образовательная революция в перспективе устойчивого будущего // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1–3.

5. Расширение возможностей преподавателей в интересах достижения устойчивого будущего: инструментарий для рабочих совещаний по вопросам политики и практики в целях повышения компетенции в области образования в интересах устойчивого развития. URL: http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/docs/geneva_2013.pdf (дата обращения: 28.01.2018).

6. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1496 (дата обращения: 28.01.2018).

7. Глобальная программа действий по образованию в интересах устойчивого развития. URL: https://ru.unesco.org/node/250055 (дата обращения: 29. 01. 2018).

8. Higher Education Sustainability Initative for Rio+20. URL: http://www.eua.be/activities-services/news/newsitem/12-07-20/Higher_Education_Sustainability_Initiative_for_Rio_20.aspx (дата обращения: 29.01.2018).

9. The UNECE Strategy for Education for Sustainable Development. URL: http://www.iau-hesd.net/sites/default/files/documents/2005_-_unece_strategy_for_education_for_sustainable_development_ en.pdf (дата обращения: 29. 01. 2018).

10. Экологическое образование и устойчивое развитие. М.: РАГС, 1996. 198 с.

11. Ващекин Н.П., Делокаров К.Х., Урсул А.Д. Образование и устойчивое развитие. Концептуальные проблемы. М.: МГУК, 2001. 322 с.

12. Урсул А.Д., Демидов Ф.Д. Образование для устойчивого развития: научные основы. М.: РАГС, 2004. 142 с.

13. Образование для устойчивого развития. Смоленск: Универсум, 2004. 234 с.

14. Образование для устойчивого развития. Материалы семинара «Экологическое образование и образование для устойчивого развития». Смоленск: Универсум, 2004. 213 с.

15. Образование для устойчивого развития: опыт Восточной Европы, России и Центральной Азии. Смоленск: Универсум, 2008. 234 с.

16. Образование для устойчивого развития. Декада ООН по образованию для устойчивого развития (2005–2014). URL: http://old.unesco.kz/education/2004/esd_brochure.pdf (дата обращения: 29. 01. 2018).

17. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Образование в интересах устойчивого развития: первые результаты, проблемы и перспективы // Социодинамика. 2015. № 1. С. 11–74.

18. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М.: Ноосфера, 1998. 500 с.

19. Урсул А.Д. Опережающее образование. От модернизации к футуризации. Saarbrücken: Dictus Publishing, 2015. 304 с.

20. Ильин И.В., Лось В.А., Урсул А.Д. Устойчивое развитие и глобальные процессы. М.: Издательство Московского университета, 2015, 445 с.

21. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. URL.: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (дата обращения: 29.01.2018).

22. Тоффлер Э. Футурошок. М.: АСТ, 2002. 557 с.

23. Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегия развития. М.: Географический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008. 238 с.

24. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ № 440 от 01.04.96. Собрание законодательства РФ. 1996. № 15. Статья 1572.

25. Урсул А.Д. Российское образование для устойчивого развития: первые шаги в будущее // Alma mater Вестник высшей школы. 2005. № 8. С. 3–11.

26. Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. На пути к образовательной глобалистике // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. 2014. № 1–2. С. 36–59.

27. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества: учебник. М.: Изд-во Московского университета, 2007. 624 c.

28. Ханты-Мансийские рекомендации по реализации Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития. Международная конференция по образованию в интересах устойчивого развития. URL: http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/docs/index.php (дата обращения: 29.01.2018).

29. Education 2030: Incheon Declaration and Framework for Action towards inclusive and equitable quality education and lifelong learning for all. URL: http://

30. unesdoc.unesco.org/images/0023/002338/233813M. pdf (дата обращения: 29. 01. 2018).

31. Бедрицкий А.И. Об итогах Конференции ООН по устойчивому развитию «РИО+20» // Природноресурсные ведомости. 2012. № 6. С. 3–7.

32. Урсул А.Д. Перспективы безопасного будущего: Направления разработки концепции устойчивого развития // Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 6. С. 856–873.

33. Ott K., Thapa P. Greifswald’s Environmental Ethics. Greifswald: Steinbecker Verlag Ulrich Rose, 2003. 342 p.

34. Kates R.W. The National Academies Committee on Facilitating Interdisciplinary Research. Interdisciplinary Facilitating Research. Washington: National Academy Press, 2005. 253 р.


Рецензия

Для цитирования:


Урсул А.Д., Урсул Т.А. Российское образование в контексте стратегии устойчивого развития. Экономика промышленности. 2018;11(1):95-105. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2018-1-95-105

For citation:


Ursul A.D., Ursul T.A. Russian education in the perspective of sustainable development strategy. Russian Journal of Industrial Economics. 2018;11(1):95-105. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2018-1-95-105

Просмотров: 1183


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-1633 (Print)
ISSN 2413-662X (Online)