Стратегические приоритеты развития туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе
https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-339-347
Аннотация
Восприятие туризма как стратегической отрасли экономики, особенно для государств, обладающих уникальными природными, культурными, историческими ресурсами, не вызывает сомнений, однако до недавнего времени туризм в России выполнял в большей степени социальную функцию, нежели экономическую. На сегодняшний день туризм – крупнейший межотраслевой комплекс, обладающая значительным мультипликативным эффектом. Стратегирование туристской отрасли, согласно методологии В.Л. Квинта, предполагает определение глобальных, национальных и региональных тенденций и закономерностей, первоочередной анализ возможностей и угроз и концентрацию на приоритетных направлениях развития туризма, обеспеченных конкурентными преимуществами для их реализации. Нереализованный потенциал Кузбасса в вопросе развития нишевых видов туризма, как то снегоходный, мотовездеходный, промышленный туризм, в условиях современного экономического кризиса, представляется существенным конкурентным преимуществом региона, реализация которого позволит развиваться как внутрирегиональному, так межрегиональному туризму в данном направлении. Выставочно-ярмарочная деятельность – важнейший инструмент коммуникации, механизм продвижения новых технологий и товаров на внутренние и внешние рынки, мощный драйвер экономики. Стратегические интересы как государства в целом, так и его важнейшего промышленного региона – Кузбасса могут быть реализованы в том числе и с помощью международных промышленных выставок. Целью настоящей статьи является обоснование целесообразности стратегического развития и определение приоритетных направлений развития туризма и выставочно-ярмарочной деятельности для экономики региона в условиях посткризисной действительности.
Об авторах
А. А. ПятовскийРоссия
Пятовский Антон Александрович – министр туризма и молодежной политики Кузбасса
650064, Кемерово, Советский просп., д. 63
А. В. Садовничая
Россия
Садовничая Анна Викторовна – Заместитель Генерального директора АО «Экспоцентр», кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической и финансовой стратегии Московская школа экономики МГУ им. М.В. Ломоносова
119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 61,
123100, Москва, Краснопресненская наб., д. 14
И. З. Чхотуа
Россия
Чхотуа Илона Зурабовна – кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономической и финансовой стратегии
119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 61
К. В. Юматов
Россия
Юматов Константин Владимирович – кандидат исторических наук, доцент. Кемеровский государственный университет, Институт истории и международных отношений, Руководитель Сибирской школы туризма и гостеприимства, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений, Юридический институт, исполняющий обязанности заведующего кафедрой международного права, Кемеровский государственный университет
650000, Кемерово, ул. Красная, д. 6
Список литературы
1. Егорейченко А.Б. Потенциал инновационного развития современных городов // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 1. С. 62–65. DOI: 10.24158/pep.2018.1.11
2. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2014 № 1273-р «Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации». URL https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70595596/
3. Отчет Всемирной туристской организации (UNWTO) International Tourism Highlights. 2019 Edition. URL: https://tourlib.net/wto/WTO_highlights_2019.pdf
4. Kum H., Aslan A., Gungor M. Tourism and economic growth: The case of Next 11 countries // International Journal of Economics and Financial Issues. 2015. N 5 (4). P.1075–1081.
5. Постановление Правительства от 15 апреля 2014 года № 317 «Государственная программа «Развитие культуры» на 2013– 2020 годы». URL: http://government.ru/rugovclassifier/856/events/
6. Карпова Г.А., Максанова Л.Б. Проблемы совершенствования управления туризмом на уровне региона // Известия СПбГЭУ. 2016. № 4 (100). С. 87–93.
7. Официальный сайт Всемирной выставочной ассоциации УФИ. URL: https://www.ufi.org/our-events/ (дата обращения 15.05.2020).
8. The Global Exhibition Barometer (February 2020). URL: https://www.ufi.org/archive-research/the-global-exhibition-barometer-february-2020/
9. Официальный сайт Федерального агентства по туризму. URL: https://www.russiatourism.ru/news/16677
10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008. №1662-р). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
11. Квинт В.Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с.
12. Kvint V. Strategy for the Global Market: Theory and practical application. NY, London, Sydney: Routladge, 2015. 520 p.
13. Оборин М.С. Инфраструктурное пространство развития курортно-рекреационного комплекса России // Туризм и гостеприимство. 2017. № 1. С. 9–15.
14. О развитии снегоходного туризма в Кемеровской области (с изменениями на: 10.01.2017). Закон Кемеровской области от 27 мая 2009 г. № 67-ОЗ. Консорциум «Кодекс»: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. АО «Кодекс», 2018. URL: http://docs.cntd.ru/document/990308949 (дата обращения: 24.05.2020).
15. Садовничая А.В. Выставочноярмарочная деятельность как эффективная организационная форма реализации стратегических интересов государства // Управленческое консультирование. 2017. № 7 (103). С. 96–109. DOI 10.22394/1726-1139-2017-7-96-109
16. Садовничая А.В. Формирование систем стратегического регулирования и мотивирования выставочно-ярмарочной отрасли // Экономика в промышленности. 2018. Т. 11. № 3. С. 215–225. DOI: 10.17073/2072-1633-2018-3-215-225
Рецензия
Для цитирования:
Пятовский А.А., Садовничая А.В., Чхотуа И.З., Юматов К.В. Стратегические приоритеты развития туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе. Экономика промышленности. 2020;13(3):339-347. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-339-347
For citation:
Pyatovskiy A.A., Sadovnichaya A.V., Chkhotua I.Z., Yumatov К.V. Strategic priorities of development of tourism and exhibition and fair activities in Kuzbass. Russian Journal of Industrial Economics. 2020;13(3):339-347. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-339-347