Теория и практика регионального стратегирования
В статье рассматриваются стратегические приоритеты и обосновываются конкурентные преимущества Кузбасса, позволяющие повышать качество жизни населения региона и одновременно эффективно реализовывать национальные интересы, локализованные в Кемеровской области, а также региональные интересы. На основе теории стратегии и методологии стратегирования профессора В.Л. Квинта в работе анализируются принятые к реализации стратегические контуры и приоритеты развития региона на период 2035 года и на более длительную перспективу. Основными контурами приоритетов, которые соответствуют национальным и региональным интересам, являются: достойная жизнь кузбассовцев, обеспечение социальной, экологической, экономической и финансовой безопасности, диверсификация экономики, системы жизнеобеспечения населения (водоснабжение и водоотведение), расширение и углубления внешнеэкономических связей на основе развития новых отраслей экономики и преобразование Кузбасса в транспортный центр и хаб Сибири, развитие международной кооперации и трансграничных культурно-туристических связей, трансформация образовательного и научного потенциала региона в соответствии с выдвинутыми приоритетами его развития. Рассмотрено воздействие глобального тренда – цифровизация – на перспективы развития производительных сил Кемеровской области-Кузбасса.
В связи с возрастанием роли регионов в национальных социально-экономических системах в статье обосновываются теоретические положения и методология стратегирования региона как срединой подсистемы народного хозяйства. Сущностно, стратегия регионального развития всегда носит социально-экономический характер и призвана быть сфокусированной на повышении материального, духовного и интеллектуального качества жизни населения. Разработка стратегий срединного уровня, которые с одной стороны должны реализовывать стратегии более высокой политической, хозяйственной или военной страты, а с другой стороны иметь значительное воздействие на формирование стратегий объектов стратегирования более низкого уровня, является наиболее сложной практической задачей. Отсутствие или слабая обоснованность региональных стратегий снижает эффективность как национальных, так и корпоративных и муниципальных стратегий. Доказывается целесообразность анализа возможностей и угроз, внутренней среды объекта стратегирования на основе OTSWанализа, а не SWOT-анализа. В региональных стратегиях человек, создание условий для его интеллектуального, эмоционального развития и материального благополучия, объективно являются главным и конечным ориентиром всех стратегических преобразований. Предложенная методология позволила обосновать важнейшие стратегические приоритеты Кузбасса, обязательно обеспеченные конкурентными преимуществами, систематизировать приоритеты в контуры, обосновать их инвестиционную емкость по крупным временным периодам и дать оценку общественной и экономической (преимущественно бюджетной) эффективности.
Развитие региональных ситуационных центров в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений цифровизации, позволяющей выйти на новый уровень организации государственного управления. А интеграция таких центров в общую систему распределенных ситуационных центров позволяет осуществлять мониторинг социальной, экономической и экологической сфер, как в субъектах Федерации, так и в стране в целом, что способствует повышению эффективности государственного управления. Главным отличием ситуационных центров нового поколения является развитие аналитического блока, использующего возможности экономико-математического и компьютерного моделирования происходящих в обществе процессов в системах поддержки управленческих решений. Современные системы поддержки решений способны не только обеспечивать поиск и визуализацию хранящейся в базах данных информации, но и могут использоваться для оценки последствий реализации планируемых управленческих решений. Таким образом, в рамках регионального ситуационного центра возможно создание полигона, предназначенного для апробации управленческих решений и выбора наиболее приемлемых вариантов. В работе представлен концепт агент-ориентированной социо-эколого-экономической модели, как цифрового аналога Кемеровской области. Модель предназначена для постановки компьютерных экспериментов по прогнозированию социально-экономических и экологических показателей региона при различных условиях внешней для области среды, а также при реализации различных проектов. Разработанный инструмент может быть в дальнейшем расширен с учетом специфики региона и актуальных задач местных органов власти.
Управление человеческим потенциалом
Достойная жизнь является главнейшим приоритетом построения цивилизованного современного общества. На основе теории стратегии и методологии стратегирования Иностранного члена РАН, д.э.н., профессора В.Л. Квинта в статье выделены глобальные тренды, оказывающие влияние на формирование достойной жизни в Кузбассе, и определены стратегические приоритеты по ее улучшению до 2035 года. Основными глобальными трендами являются: зеленые рабочие места и зеленая экономика, достойный труд, цифровизация, дифференциация доходов, нестандартные формы занятости, Онлайн-платформы, старение населения. К стратегическим приоритетам, обеспеченным конкурентными преимуществами, относятся: центр профессионального превосходства, центр высокого качества жизни населения, центр достойного труда и центр зеленой экономики. Создание центра профессионального превосходства предполагает формирование: центра образовательного и научного превосходства, центра развития наставничества, центра дистанционного развития региона, центра развития опережающего образования на протяжении всей жизни и центра развития стратегического лидерства. Формирование центра высокого качества жизни населения предполагает создание: центра развития социальных услуг в Кузбассе, центра развития здравоохранения, центра развития семьи, центра развития культуры, центра предоставления гериатрических услуг, центра активного досуга и центра развития спорта. Создание центра достойного труда в Кузбассе предполагает создание: центра достойного труда, центра развития предпринимательства, центра развития безопасного труда, центра развития новых форм занятости и центра развития профориентации. Создание Центра зелёной экономики предполагает создание центра развития зеленых навыков и центра развития зеленых рабочих мест в Кузбассе.
Экономика предприятий
На пороге празднования 300-летнего юбилея Кузбасса, нельзя забывать, что основой развития региона, создания разветвленной сети городов, формирования экономической свободы области являлась и является угольная промышленность. Уголь был, есть и останется на столетия богатством недр Кузбасса, которым в такой концентрации не обладает ни один другой регион России. Рациональное использование этого ресурса, его добыча и переработка позволят региону уверенно смотреть в будущее, формируя многие другие социальные, промышленные и инфраструктурные проекты. В то же время, повсеместная демонизация угля, нарастающая в последние годы на волне климатических и экосистемных изменений, интерпретируемых и продвигаемых популистскими экологическими движениями, ставит угольную промышленность и угольную генерацию в положение главного виновника всех экологических бед на планете Земля. Одновременно с этим, на внутреннем энергетическом рынке, углю, как ведущему энергоносителю, отводится всё меньше места в топливно-энергетическом балансе России. В этой связи, стратегирование угольной отрасли Кузбасса, главного угольного региона страны, является весьма актуальной задачей, как с научной, так и с практической точки зрения, от решения которой зависит судьба и вектор развития значимого региона России. В статье затронуты основные проблемы развития угольной промышленности, тренды, влияющие на современную ситуацию на энергетических рынках и отдельно ситуация в угольной отрасли Кузбасса.
Цифровая трансформация экономики является глобальным трендом. Цифровизация становится стратегическим приоритетом для большинства компаний независимо от отраслевой принадлежности, формы собственности и специфики бизнеса. В статье представлены стратегические приоритеты цифровой трансформации угольной отрасли Кузбасса, являющиеся частью разрабатываемой под руководством и по методологии академика В.Л. Квинта Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса до 2035 г. и на более длительную перспективу. Стратегический анализ деятельности мировых лидеров в горнодобывающей отрасли показал, что первоочередной шаг в направлении цифровизации связан с изменением системы стратегического управления и созданием центра цифровой трансформацией. Выделены уровни цифровизации горнодобывающего предприятия: автоматизированное производство, управление цифровыми потоками, «умное производство». Основные стратегические приоритеты цифровизации угольной отрасли Кузбасса: автоматизированные диспетчерские системы, управление надежностью оборудования, энергоэффективность производства, роботизация, цифровое моделирование, промышленная безопасность и охрана труда. Предприятия угольной отрасли формируют собственный путь цифровой трансформации, самостоятельно определяя перечень необходимых цифровых технологий. Угольная промышленность Кузбасса в ближайшей перспективе станет крупнейшим региональным частным покупателем инноваций и технических решений. Цифровая трансформация угольной отрасли позволит автоматизировать производственные процессы, повысить производительность труда и оборудования, уровень промышленной и экологической безопасности, показатели эффективности отрасли и улучшить качество жизни работников предприятия и жителей Кузбасса.
Восприятие туризма как стратегической отрасли экономики, особенно для государств, обладающих уникальными природными, культурными, историческими ресурсами, не вызывает сомнений, однако до недавнего времени туризм в России выполнял в большей степени социальную функцию, нежели экономическую. На сегодняшний день туризм – крупнейший межотраслевой комплекс, обладающая значительным мультипликативным эффектом. Стратегирование туристской отрасли, согласно методологии В.Л. Квинта, предполагает определение глобальных, национальных и региональных тенденций и закономерностей, первоочередной анализ возможностей и угроз и концентрацию на приоритетных направлениях развития туризма, обеспеченных конкурентными преимуществами для их реализации. Нереализованный потенциал Кузбасса в вопросе развития нишевых видов туризма, как то снегоходный, мотовездеходный, промышленный туризм, в условиях современного экономического кризиса, представляется существенным конкурентным преимуществом региона, реализация которого позволит развиваться как внутрирегиональному, так межрегиональному туризму в данном направлении. Выставочно-ярмарочная деятельность – важнейший инструмент коммуникации, механизм продвижения новых технологий и товаров на внутренние и внешние рынки, мощный драйвер экономики. Стратегические интересы как государства в целом, так и его важнейшего промышленного региона – Кузбасса могут быть реализованы в том числе и с помощью международных промышленных выставок. Целью настоящей статьи является обоснование целесообразности стратегического развития и определение приоритетных направлений развития туризма и выставочно-ярмарочной деятельности для экономики региона в условиях посткризисной действительности.
Экономика природопользования
Предметом статьи являются стратегические приоритеты экологического развития Кузбасса на период до 2035 года. Выделяются приоритеты на глобальном, национальном и региональном уровнях, возможные направления их решения. Целью исследования является разработка предложений Правительству Кемеровской области и бизнесу по реализации отобранных экологических приоритетов по улучшению качества окружающей среды в регионе в рамках реализации Стратегии развития Кемеровской области-Кузбасса на период до 2035 года и более длительную перспективу. Рассматриваются экологические проблемы по основным направлениям: загрязнение атмосферного воздуха, качество водных объектов, утилизация отходов производства и потребления. Даются оценки состояния негативного воздействия на природу на глобальном, национальном и региональном уровнях. Приводится природоохранная практика администрации Кемеровской области, включая анализ действующей в регионе стратегии развития. В рамках разработки новой Стратегии развития Кузбасса на период до 2035 года выделяется приоритет «Снижение показателей загрязнения окружающей среды Кузбасса». Суть приоритета состоит в создании комфортных условий для жизни населения Кемеровской области-Кузбасса на основе улучшения качества окружающей среды. Предлагаются направления стратегирования снижения загрязнения окружающей среды на территории Кемеровской области-Кузбасса. При широком охвате приоритетом направлений действий, выделяются мероприятия, обеспечивающие решение целей по улучшению качества воздуха, состояния водных объектов и снижения объемов образующихся отходов, а также создание и развитие подотрасли экологического машиностроения. Дается оценка совокупных инвестиционные расходы, которые могут быть направлены на реализацию задач, обеспечивающих достижение поставленных целей по приоритету, а также представлены ожидаемые качественные результаты от внедрения предложений в экологической сфере Кузбасса.
Исследуется одно из стратегических направлений развития Кемеровской области – эффективное использование водных ресурсов, что может быть достигнуто развитием региональных систем водоснабжения и водоотведения. Таким образом, цель исследования состоит в определении основных направлений стратегии развития водоснабжения и водоотведения Кузбасса на длительную перспективу, которая будет учитывать, как потенциальные риски, стратегические угрозы, так и направлена на реализацию стратегических возможностей, которыми владеет регион. Исследование опирается на теорию стратегии и методологию стратегирования академика В.Л. Квинта. Авторами проводится анализ исходного состояния водных ресурсов региона в динамике, анализ структуры использования воды, анализируются глобальные и региональные тренды, влияющие на мировые водные ресурсы, прежде всего, усиление дефицита водных ресурсов в мире, активизация процессов цифровизации систем управления водными ресурсами, систем водоснабжения и водоотведения, дается оценка того, как они могут повлиять на водные ресурсы Кузбасса. На основе проведенного анализа авторами формулируются стратегические направления развития водоснабжения и водоотведения Кузбасса: создание стратегического резерва пресной воды в Кузбассе, повышение надежности и энергоэффективности работы системы водоснабжения и водоотведения Кузбасса, развитие системы водоснабжения и водоотведения Кузбасса на основе цифровых технологий, производство брендированной фасованной питьевой воды в Кузбассе. Данный стратегический подход обеспечит эффективное использование региональных водных ресурсов в долгосрочной перспективе.
Эффективное управление водными ресурсами – важнейший экологический приоритет стратегии развития Кузбасса до 2035 г. Цели приоритета: обеспечение качественной питьевой водой; охрана источников водоснабжения от загрязнения; обеспечение стратегической надежности источников воды. Обеспечение надёжных природных источников водоснабжения возможно при создании системы эффективного управления водными ресурсами области. Для реализации приоритета сформулированы задачи, главные из которых: создание единой системы управления поверхностными и подземными водами Кузбасса, внедрение эффективной системы мониторинга состояния водных ресурсов, разработка региональной обновляемой гидрогеологическая модели, позволяющей принимать обоснованные управленческие решения. Предлагается сосредоточить функции контроля и управления ресурсами поземных и поверхностных вод в едином Центре при Правительстве Кузбасса, который будет осуществлять поставленные задачи. Система мониторинга загрязнения вод должна стать ключевой функцией стратегического управления. Предлагается схема единой сети мониторинга водных ресурсов, на основе которого возможно оперативное и эффективное управление этой важной сферой жизнеобеспечения. Реализация поставленных задач даст возможность провести системную оценку экологического ущерба природным водам, выявить участки, требующие первоочередного внимания и восстановления. Они должны лечь в основу разработки мер и проектных решений по проведению восстановительных работ по защите водных ресурсов от загрязнения и реабилитации загрязненных участков. В результате реализации приоритета люди будут обеспечены чистой водой, что является неотъемлемым условием достойного качества жизни.
В работе на примере Кузбасса рассматривается стратегический подход и методология выбора и внедрения авангардных (перспективных) физико-химических и биологических технологий для водоочистных сооружений, а также требования которые должны предъявляться очистке и обеззараживанию питьевой и сточной воды в современных условиях, характеризующихся повышенными антропогенными нагрузками с учетом контроля ряда новых типов опасных загрязнений, системный анализ присутствия которых в водных источниках до и после их очистки в настоящее время не предусмотрен. Исследуется взаимосвязь прогнозирования, стратегирования, целевого программирования, проектного управления планированием и реализацией приоритета внедрения авангардных физико-химических и биологических технологий для очистки воды на объектах систем водоснабжения и водоотведения. В рамках стратегического исследования приведен обзор перспективных направлений развития авангардных физико-химических и биологических технологий и примеры их технической реализации, позволяющие осуществить исследуемый приоритет стратегии в рамках контура приоритетов «Стратегия развития систем жизнеобеспечения (водоснабжения и водоотведения). Водоканалы как трансляторы «зеленой экономики»». В статье рассматриваются уровни контроля качества воды, а также общие подходы при создании районных центров контроля качества воды и применении он-лайн контроля качества воды. Приводятся основные конкурентные преимущества Кемеровской области для осуществления приоритета. Стратегирование внедрения авангардных физико-химических и биологических технологий позволит реализовывать долгосрочные целевые программы в сфере водоснабжения и водоотведения сроком до 15 лет с целью улучшения работы объектов водной отрасли.
Статья написана на основе теории стратегии и методологии профессора В.Л. Квинта. Изучение проблемы продовольственной безопасности при формировании стратегических документов является важнейшим вопросом. Актуальность исследования заключается в значимости продовольственной безопасности обеспечения высокого качества жизни и здоровья населения. А также достижение глобальной продовольственной безопасности и устойчивости продовольственных систем становится растущим вызовом на международном уровне, данная проблема широко изучается и входит в список целей устойчивого развития ООН. Выделены стратегические глобальные тенденции, влияющие на продовольственную безопасность, а именно, рост населения, растущие цены на продовольствие и шоки сельскохозяйственного производства, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов и изменение климата. Анализ стратегических тенденций и выявление трендов и закономерностей позволяет обнаружить ряд возможностей, существующих и потенциальных угроз объекта стратегирования. В связи с этим в работе были выявлены и проанализированы стратегические угрозы продовольственного рынка Кузбасса, такие, как расположение региона в зоне рискового земледелия и неблагоприятное состояние почвенного покрова; деградация производственного потенциала агропромышленного комплекса Кузбасса, связанная с выбытием вследствие износа основных фондов по сельскохозяйственному сектору; высокая зависимость от импорта агропромышленного комплекса Кузбасса, приводящая к росту транспортных расходов, удорожанию стоимости импортируемой продукции и применению химических добавок для поддержания внешнего вида продуктов питания. В результате анализа глобальных тенденций и стратегических угроз были предложены практические рекомендации по противодействию угрозам продовольственной безопасности Кузбасса.
Финансовое и брендинговое обеспечение регионального развития
Рассматриваются вопросы финансирования реализации стратегических приоритетов развития Кузбасса на период до 2035 г. и более длительную перспективу. Масштабная трансформация региональной экономики требует значительных финансовых ресурсов, в то время как возможности коммерческих банков ограничены. Поэтому основная задача статьи – сформировать взаимосвязанную систему региональных институтов развития, в том числе Государственного фонда поддержки предпринимательства Кемеровской области и Фонда стратегических инвестиционных проектов Кузбасса, региональных банков и рынка ценных бумаг, позволяющих эффективно перераспределять инвестиционные ресурсы в требуемых объемах на всех этапах реализации Стратегии. Развитие рынка ценных бумаг предлагается осуществлять за счет выпуска инфраструктурных и коммерческих облигаций на Московской бирже, формирования торговых площадок биржи в регионах или в федеральных округах, наряду с запуском внебиржевого рынка в Кемеровской области. Регион также может поддерживать эмитентов области за счет компенсации части выплат по корпоративным облигациям, либо предоставления региональными институтами развития гарантий по облигационным займам предприятий Кузбасса. Такой подход позволит привлекать финансы кузбассовцев, размещая их по привлекательной ставке в самом регионе. Дополнительным инструментом аккумулирования средств может стать краудфандинговая платформа. Обосновывается необходимость обеспечения интегрированности приоритетов развития финансовой системы, а также взаимосвязанность стратегий региона, местных органов власти и компаний. Применение концепции «умной специализации» позволит сделать обоснованный выбор стратегических приоритетов, содействовать модернизации экономики и развитию технологий, фундаментальных исследований, сформировать новые on-line платформы совместно с научно-образовательным центром Кузбасса. Работа основывается на методологии стратегирования академика В.Л. Квинта.
Государственная поддержка в формировании экономического и интеллектуального потенциала Кузбасса создает более комфортные условия для развития бизнеса и повышение качества жизни населения. Инструменты стратегического брендинга являются эффективным механизмом, который позволяет построить долгосрочные и доверительные отношения с населением и донести определенные ценности. Результаты влияния внешний шоков, в том числе пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, на функционирование социальной и экономической сферы дополнительно отражают необходимость их структурной трансформации и повышение уровня цифровизации. Авторами в данной статье предложено несколько стратегических инициатив, направленных на повышение деловой репутации Кузбасса. Торговый дом Кузбасс может стать центром зарубежного продвижения российских высокотехнологичных компаний, представления инвестиционных проектов, а также интегратором международных инжиниринговых проектов и драйвером трансфера технологий. В связи с усиливающимися трендами цифровизации, для оптимизации деятельности Торгового дома Кузбасс и с целью формирования финансовой устойчивости региона предлагается создать электронную платформу KuzbassTrade. Данная платформа будет представлять собой виртуальное представление продукции, сервисов и технологий местных представителей корпоративного и научного секторов. ГКУ «Агентство по привлечению и защите инвестиций Кузбасса» совместно с ведущими высшими учебными заведениями и научными организациями Кузбасса стратегически должно принимать прямое участие в создание единой цепочки определения инновационных технологий для дальнейшего внедрения, в том числе с использованием анализа патентных ландшафтов и рыночных ниш, и формировать инвестиционные пакетные предложения для создания новых производств, консорциумов.
Материалы, события, комментарии
ISSN 2413-662X (Online)