Preview

Экономика в промышленности

Расширенный поиск

Профессиональное образование: современное состояние и новые подходы

https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-1-129-140

Полный текст:

Аннотация

Рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается система профессионального образования на современном этапе развития экономики страны. Обращено внимание на разрыв в подходах к совершенствованию среднего и высшего профессионального образования. Государственные органы самого высокого уровня уделяют большое внимание совершенствованию системы высшего образования, подготовке рабочих кадров, но подготовка специалистов среднего звена в последнее время выпадает из их поля зрения. В последние годы многие колледжи вошли в состав вузов. Но при последней реорганизации Министерства образования и науки, в результате которой было образовано министерство просвещения, именно в его юрисдикции оказалось среднее профессиональное образование. Предлагается объединить среднее и высшее профессиональное техническое образование в единую систему (считать все высшим образованием). Подготовкой «линейных инженеров» будут заниматься колледжи (даже на базе основного общего образования) возможно с некоторым увеличением срока обучения, учитывая, что колледжи находятся в структуре вузов. Такие образовательные программы могли бы реализовываться в территориальных филиалах головных вузов для подготовки кадров для местной промышленности, малых и средних предприятий. Практика подготовки студентов показала бессмысленность разделения компетенций бакалавров и магистров под типы деятельности, так как студенты не определяют в период обучения своего предпочтения типа будущей деятельности. Предлагается разрабатывать обобщенные компетентностные модели выпускников, из которых можно будет формировать требования к выпускникам с различным уровнем подготовки. Предлагается выпускникам профессионального образования вместе с дипломом выдавать приложение с перечнем компетентностей, которыми он должен владеть. В новых Федеральных государственных образовательных системах всех уровней высшего образования установлено, что профессиональные компетенции определяются самой образовательной организацией самостоятельно. В связи с этим предлагается рассмотреть вопрос о выдаче выпускникам дипломов вуза, а не государственного образца.

Об авторах

В. П. Соловьев
Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова (филиал) Национального исследовательского технологического университета “МИСиС”
Россия

Соловьев Виктор Петрович – кандидат технических наук, профессор

309516, Белгородская обл., Старый Оскол, микрорайон им. Макаренко, д. 42



Т. А. Перескокова
Старооскольский филиал Российского государственного геологоразведочного университета им. С. Орджоникидзе
Россия

Перескокова Татьяна Аркадьевна – кандидат педагогических наук, доцент

309530, Белгородская область, Старый Оскол, ул. Ленина, д. 14/13



Список литературы

1. Стенограмма совместного заседания президиума Госсовета и Совета по науке и образованию. 06.02.2020. URL: http://prezident.org/tekst/stenogrammasovmestnogo-zasedanija-prezidiuma-gossoveta-i-sovetapo-nauke-i-obrazovaniyu-06-02-2020.html

2. Манылов Д. Россия приступает к реформе высшего образования. Форпост Северо-Запад. 08.06.2020. URL: https://yandex.ru/turbo/forpost-sz.ru/s/a/2020-06-08/rossiya-pristupaet-k-reformevysshego-obrazovaniya

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html

4. Россия в цифрах 2020. Крат. стат. сб. М.: Росстат, 2020. 550 с.

5. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. О подготовке кадрового потенциала для отечественной экономики. Экономика в промышленности. 2016;(4):363–372. https://doi.org/10.17073/2072-1663-2016-4-363-372

6. Становление и развитие системы университетского технического образования России. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана; 2007. 187 с.

7. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: МИСиС; 2003. 126 с.

8. Мельвиль А.Ю., ред. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. М.: Олма-Пресс; 2005. 351 с.

9. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Эволюция уровней образования и квалификаций выпускников организаций высшего образования. Экономика в промышленности. 2018;11(1):70–80. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2018-1-70-80

10. Соловьев В.П., Золотарева Н.М., Крупин Ю.А. Двухуровневая подготовка инженеров в России. М.: Изд. дом МИСиС; 2010. 181 с.

11. Заседание Совета по науке и образованию. 23.06.2014. URL: http://news.kremlin.ru/news/45962

12. Шитов С.Б. Развитие человеческого капитала в условиях цифровизации экономики (социально-философский взгляд). Alma mater (Вестник высшей школы). 2019;(8):20–22. https://doi.org/10.20339/AM.08-19.020

13. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI в.: проблемы, перспективы, решения. Науковедческие исследования. 2014;(2014):42–58.

14. Грызлов В.С. Некоторые задачи актуализации ФГОС ВО технического направления. Sciences of Europe. 2017;1(11-1):42–48.

15. Кочетов А.И., Крупин Ю.А. Требования к системе оценки и сертификации квалификаций на металлургическом производстве. Качество и жизнь. 2015;(4):51–54.

16. Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Савина Н.Е. Среднее профессиональное образование: современные реалии и новые вызовы. На примере СПО Кемеровской области. Образовательные технологии. 2020;(1):137–151.

17. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга: принципы построения устойчивого бизнеса. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс; 2005. 370 с.

18. Шейнбаум В.С. Задачи высшей школы в становлении и развитии системы независимой оценки инженерных квалификаций применительно к ТЭК. Инженерное образование. 2018;(23):10–21.

19. Шабанов Г.А. Переход к подготовке кадров по обновленным образовательным стандартам как комплексная проблема. Высшее образование сегодня. 2018;(12):13–18. https://doi.org/0.25586/RNU.HET.18.12.P.13

20. Шадриков В.Д. Кадры для инновационной экономики: как в действительности обстоит дело с их подготовкой? Высшее образование сегодня. 2019;(6):2– 10. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.19.06.P.02


Для цитирования:


Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Профессиональное образование: современное состояние и новые подходы. Экономика в промышленности. 2021;14(1):129-140. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-1-129-140

For citation:


Solovyov V.P., Pereskokova T.A. Professional education: current condition and new approaches. Russian Journal of Industrial Economics. 2021;14(1):129-140. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-1-129-140

Просмотров: 83


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-1633 (Print)
ISSN 2413-662X (Online)