Preview

Экономика в промышленности

Расширенный поиск

О стратегической значимости портовой инфраструктуры в социально-экономическом развитии РФ и ее регионов

https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-2-164-171

Полный текст:

Аннотация

Транзитные коммуникации и объекты инфраструктуры являются одними из основных условий пространственного социально-экономического развития государств. В структуре мирового экспорта транспортных услуг более половины составляют услуги по перевозке грузов. Уникальное географическое положение России между Европой и Азией, наличие приграничных морских путей позволяют ей стать частью мировых глобальных транспортных потоков, обеспечивая тем самым развитие транзитного и экспортно-импортного потенциала с привязкой к «точкам входа» в мировую транспортную систему. Прогнозы деятельности отечественных морских портов и их ускоренное модернизационное развитие обусловлены тем, что, являясь частью инфраструктуры, они обеспечивают связность территории и интеграцию российской экономики в мировую экономику. В каждом регионе Российской Федерации, граничащем с морем, решаются вопросы развития отдельных портов: в южном – большое внимание уделяется развитию транспортного потенциала региона через комплексное развитие региональных транспортных узлов, в частности, созданию портовых особых экономических зон; северные регионы в большей степени ориентированы на развитие портов Северного морского пути, обеспечивающих разведку, добычу углеводородов и организацию северного завоза в труднодоступные регионы; в балтийском регионе, в условиях острейшей конкуренции со стороны портов стран Бал-тики, усилением импортно-экспортного и транзитного потенциала страны, связанного с наметившимися положительными изменениями в направлении грузопотоков. В перспективе на территории Северо-Западного федерального округа предполагается реализация нескольких крупных стратегических инфраструктурных проектов. В результате сформируется транспортно-транзитная зона, обеспечивающая рост международных и внутрироссийских перевозок и увеличение пропускной способности действующих на территории округа морских портов. Жизнеобеспечивающая функция портовой инфраструктуры для России, в силу величины ее территории, является стратегическим фактором развития общей транспортной системы страны. В связи с этим на федеральном уровне разработаны и приняты стратегические документы и программы, имеющие силу нормативных правовых актов, а следовательно, являющиеся частью общей системы государственного управления и обеспечивающие национальную безопасность и связанность российской территории, устойчивый рост экономики. В статье исследованы Указы, Стратегии и программы социально-экономического устойчивого развития РФ и ее регионов с позиций учета инфраструктурного фактора создания и модернизации российских морских портов.

Об авторах

А. Р. Гончарова
Национальный исследовательский технологический университет МИСиС
Россия

Гончарова Алина Рашитовна – соискатель Центра стратегического менеджмента и конъюнктуры сырьевых рынков.

119049, Москва, Ленинский просп., д. 4



И. А. Стоянова
Национальный исследовательский технологический университет МИСиС
Россия

Стоянова Инна Анатольевна – доктор экономических наук, профессор кафедры индустриальной стратегии.

119049, Москва, Ленинский просп., д. 4



Список литературы

1. Квинт В.Л. Концепция стратегирования: монография. Кемерово: Кемеровский государственный университет; 2020. 170 с.

2. Leavy B. Strategy, organization and leadership in a new “transient-advantage” world. Strategy & Leadership. 2014;42(4):3–13. https://doi.org/10.1108/SL-05-2014-0038

3. Роль энергетических и горнопромышленных арктических проектов в повышении инвестиционной привлекательности северного морского пути : монография / кол. авт. под общ. ред. И.В. Петрова, Д.Е. Сорокина. М.: КНОРУС; 2021. 354 с.

4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. URL: https://mintrans.gov.ru/documents/3/1009 (дата обращения: 16.03.2021).

5. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 16.03.2021).

6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 16.03.2021).

7. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. URL: http://static.government.ru/media/files/MUNhgWFddP3UfF9RJASDW9VxP8zwcB4Y.pdf (дата обращения: 17.03.2021).

8. Указ Президента РФ от 16.01.2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210967/ (дата обращения: 16.03.2021).

9. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/strategiya_prostranstvennogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2025_goda/ (дата обращения: 16.03.2021).

10. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://static.government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения: 16.03.2021).

11. Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года. URL: http://static.government.ru/media/files/f97zDwh44IJsniyhDZuV85gaL4AkE5M4.pdf (дата обращения: 17.03.2021)

12. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: https://base.garant.ru/70169264/

13. Иватанова Н.П., Стоянова И.А. Рентабельность природного капитала как показатель эффективности природопользования. Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. 2010;(1):238–243.

14. Indepth analysis in support of the Commission. A clean planet for all: A European strategic long-term strategic vision for a prosperous, modern, competitive and climate neutral economy. European Commission Communication. URL: https://ec.europa.eu/clima/sites/clima/files/docs/pages/com_2018_733_analysis_in_support_en_0.pdf (дата обращения: 01.04.2021)

15. Иватанова Н.П., Копылов А.Б., Болотов Г.С. Эколого-экономическая устойчивость или устойчивое развитие («sustainable development»). В сборнике трудов 13-й Международной конференции по проблемам горной промышленности, строительства и энергетики «Социально-экономические и экологические проблемы горной промышленности, строительства и энергетики». Тула; Минск; Донецк: Изд-во «Тульский государственный университет»; 2017;359–364.

16. Wong W.C., Batten J.A., Ahmad A.H., Mohamed-Arshad S.B., Nordin S. Adzis A.A. Does ESG certification add firm value? Finance Research Letters. 2021;39. https://doi.org/10.1016/j.frl.2020.10159

17. The Growth of “green” finance at the global level in the context of sustainable economic development. XXII International Scientific Conference Energy Management of Municipal Facilities and Sustainable Energy Technologies (EMMFT-2020). 2021;244. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202124410058

18. Басова И.А., Копылов А.Б., Иватанова Н.П., Липская Е.О. К вопросу разработки методического подхода к формированию «зеленой экономики» предпринимательства. Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. 2018;(3):4.

19. Гончарова А.Р., Стоянова И.А. Характеристика геоэкологических локальных условий строительства коммуникаций для обеспечения транзита продукции добывающих отраслей. Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2020;(6-1):163–175. https://doi.org/10.25018/0236-1493-2020-61-0-163-175


Для цитирования:


Гончарова А.Р., Стоянова И.А. О стратегической значимости портовой инфраструктуры в социально-экономическом развитии РФ и ее регионов. Экономика в промышленности. 2021;14(2):164-171. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-2-164-171

For citation:


Goncharova A.R., Stoyanova I.А. Strategic significance of port infrastructure in social and economic development of the Russian Federation and its regions. Russian Journal of Industrial Economics. 2021;14(2):164-171. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-2-164-171

Просмотров: 40


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-1633 (Print)
ISSN 2413-662X (Online)