Модели поведения персонала и их возрастающая роль в теории и практике менеджмента
https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-3-317-325
Аннотация
Рассматриваются два основных подхода к моделированию поведения людей, которые имеют длительную историю. Первый связан с формированием желаемых моделей поведения. Такие модели перечислены в священных книгах многих религий. Второй подход связан с характеристикой поведения с помощью определенного ассоциативного образа. Дана сравнительная характеристика обоих подходов и раскрыто их методологическое отличие. Описываются проблемы, которые возникают при использовании ассоциативных моделей поведения персонала в современной организации. Одновременно отмечается растущая важность для многих стран подхода, связанного с формированием желаемых моделей поведения персонала. В этой связи на системной основе структурируются основные задачи формирования желаемых моделей поведения персонала. С их помощью для конкретной организации можно получить искомое множество моделей поведения персонала, которые будут содействовать достижению целей организации, решению ее задач, эффективному использованию ресурсов, достижению результатов. Основное внимание уделяется минимизации растущих угроз внешней среды, в частности нейтрализации влияния тех организаций и людей, ценности которых не отвечают интересам конкретного общества и хозяйствующих субъектов. Раскрыта стратегическая и текущая актуальность формирования желаемых моделей поведения персонала для организаций и государства, предложен путь решения этой задачи. Центральное место отводится органам государственной власти и личному примеру руководителя. Определен перечень основных работ в рамках национального проекта по нейтрализации растущего негативного влияния факторов внешней среды. Перечислены условия гармоничного сочетания обоих подходов к моделированию поведения персонала на практике, что позволит получить дополнительный управленческий эффект. Утверждается, что государственное регулирование процесса формирования в организациях желаемых моделей поведения персонала является неизбежным в историческом плане. Задержки будут только увеличивать упущенную выгоду и увеличивать затраты на компенсацию растущего ущерба.
Об авторах
В. К. НазимкоРоссия
Назимко Владимир Константинович – доктор экономических наук, профессор
125040, Москва, Ленинградский просп., д. 17
Е. В. Кудинова
Россия
Кудинова Елена Викторовна – кандидат экономических наук, начальник инспекции
121099, Москва, ул. Новый Арбат, д. 36
Список литературы
1. Квинт В.Л. К анализу формирования стратегии как науки. Вестник ЦЭМИ РАН. 2018;(1). https://doi.org/10.33276/S0000121-6-1
2. Моральный кодекс строителя коммунизма. URL: http://krotov.info/lib_sec/11_k/kom/munizm.htm (дата обращения: 30.04.2021).
3. Аллен Даллес – цитаты. URL: https://citaty.info/man/allen-dalles (дата обращения: 30.04.2021).
4. О’Браен Д. Четыре типологии поведения сотрудников. Справочник штурмана – 101 Уроки лидерства для работы и жизни. URL: https://xn--h1adjbc1b9c.xn--p1ai/chetyre-modeli-povedenija-sotrudnikov-d-o-braen/ (дата обращения: 30.04.2021).
5. Кругер Ф. Типология сотрудников по отношению к изменениям. URL: https://www.pinterest.ru/pin/661044051526220836/ (дата обращения: 30.04.2021).
6. Майстер Д. Стратегия и толстый курильщик. URL: http://ibcm.biz/2056-2/ (дата обращения: 30.04.2021).
7. Коттер Д. Впереди перемен: как успешно провести организационные преобразования / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер; 2019.
8. Столяренко Л.Д. Четыре типа поведения работника в организации. URL: http://www.elitarium.ru/povedenie-cheloveka-cherta-harakter-kachestvo-temperament-dominirovanie-rabota-obshchenie-rukovodstvo/ (дата обращения: 30.04.2021).
9. Модели трудового поведения и методы управления людьми в организации. URL: https://marketing.wikireading.ru/39911 (дата обращения: 30.04.2021).
10. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. 3-е изд. М.: Юнити-Дана; 2010. 527 с.
11. Теория и искусство управления / под науч. ред. А.М. Лялина, З.П. Румянцевой. М.: ГУУ; 2011. 503 с.
12. Квинт В.Л., Окрепилов В.В. Качество жизни и ценности в национальных стратегиях развития. Вестник Российской академии наук. 2014;(5):412–425. https://doi.org/10.7868/S0869587314050107
13. Mintzberg H. The Manager’s Job: Folklore and Fact. Harvard Business Review. 1990;(2):163–176.
14. Деминг Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. 5-е изд. / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер; 2012. 419 с.
15. Ogburn W. Social change with respect to culture and original nature. NY; 1964. 393 p.
16. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс; 1984. 367 с.
17. Друкер П. Задачи менеджмента в ХХI веке. М.: Вильямс; 2004. 272 с.
18. Назимко В.К., Кудинова Е.В. Менеджмент: сущность знания и практики. М.: ОнтоПринт; 2020. 260 с.
19. Аптекман А., Калабин В. Отчет McKinsey& Company. Цифровая Россия: новая реальность. 2017. URL: https://www.mckinsey.com/ru/~/media/mckinsey/locations/europe%20and%20middle%20east/russia/our%20insights/digital%20russia/digital-russia-report.pdf (дата обращения: 30.04.2021).
20. Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ Производительность труда в России и в мире. Влияние на конкурентоспособность экономики и уровень жизни. URL: http://council.gov.ru/activity/analytics/analytical_bulletins/71413/ (дата обращения: 30.04.2021).
21. Послание Президента РФ Совету Федерации. 21 апреля 2021 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/65418 (дата обращения: 30.04.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Назимко В.К., Кудинова Е.В. Модели поведения персонала и их возрастающая роль в теории и практике менеджмента. Экономика промышленности. 2021;14(3):317-325. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-3-317-325
For citation:
Nazimko V.K., Kudinova E.V. Behavior models of employees and their increasing role in the theory and practice of management. Russian Journal of Industrial Economics. 2021;14(3):317-325. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-3-317-325