Preview

Экономика промышленности

Расширенный поиск

Экономическое управление развитием социальной защиты населения

https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-3-339-348

Полный текст:

Аннотация

В настоящее время особенно остро стоит вопрос борьбы с бедностью. Ученые разных стран мира пришли к единому мнению, что адресность – самая важная составляющая действующих механизмов социальной защиты населения. Существует предположение, что законодательное равенство не тождественно равенству социальному. Выравнивание доходов населения и укрепление среднего класса может быть доступно только после формирования адресной социальной защиты населения. Адресность социальных гарантий должна включать широкий перечь механизмов ее регулирования, среди которых – дифференциация и гибкие рамки, ориентированные на индивидуальный подход. Нуждающиеся семьи, чьи доходы незначительно превышают установленные размеры прожиточного минимума, должны иметь возможность получения социальных гарантий от государства в полном объеме. При этом установление критериев требует постоянного изменения, ориентированного на квартальную величину прожиточного минимума рассматриваемого субъекта. В современных рыночных условиях будет несправедливым утверждение властями фиксированной величины доходов.

При назначении адресной помощи очень важно учитывать финансовое состояние семьи не только согласно доходам, но и фактическим расходам. Именно при этом каждую ситуацию необходимо рассматривать отдельно с учетом внешних факторов. Поэтому возникает объективная необходимость взаимодействия органов социальной защиты населения с кредитными (финансовыми) учреждениями, органами государственной налоговой службы и другими службами с помощью внедрения единой базы данных. Это позволит избежать получения пособий гражданам, имеющим «теневые» доходы, и сохранить финансовые ресурсы для нуждающегося населения. Поддержка нуждающихся слоев населения не должна носить только количественный характер – необходима качественная составляющая. Количество запланированных программ поддержки и реализованных программ не свидетельствует об эффективной политике, так как официальная статистическая информация о числе нуждающихся не всегда соответствует реальной картине, а контрольные цифры могут быть занижены. В рамках реализации программ помощи населению запланировано условное число граждан, определяемое согласно финансированию, однако количество остро нуждающихся может существенно отличаться. Эффективность выполнения социальных программ определяется значительным сокращением числа граждан, находящихся за чертой бедности.

Существует объективная необходимость реформирования действующей системы социальной защиты населения. Внешние и внутренние экономические факторы вызывают изменение в оплате труда, уровне занятости, покупательской способности., все это влияет на изменение среднедушевых доходов населения, реальный размер заработной платы и т.д. Для выравнивания доходов, поддержки малоимущих слоев населения и уменьшения социальных рисков необходимо создание нового формата, основанного на принципе адресности.

Об авторах

Е. А. Алпеева
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Россия

Алпеева Елена Александровна – кандидат экономических наук, доцент кафедры промышленного менеджмента

119049, Москва, Ленинский просп., д. 4



О. В. Занина
Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова
Россия

Занина Ольга Владимировна – кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов

305021, Курск, ул. Карла Маркса, д. 70

 



Список литературы

1. Сагандыков М.С., Шафиков А.М. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект. Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014;2(24):36–42.

2. Трунин С.Н. Экономика труда: учебник. М.: Издательство «Экономика»; 2009. 496 с.

3. Иванов С.А., Гавра Д.П., Мурашов С.Б., Тишин Е.В. Стандарты качества жизни в системе управления социальным развитием. В кн.: Тишин Е.В. (ред.) Социальная политика и налоговое регулирование. СПб.: С. Петерб. отд-е РАЕН; 2002. 356 с.

4. Роик В.Д. Социальная политика. Социальное обеспечение и страхование: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт; 2019. 522 с.

5. Олимских Н.Н. Социальная защита населения: понятие и содержание. Вестник Удмуртского университета. Сер. Экономика и право. 2007;(2):179–186.

6. Миронова Т.К. Социальная защита в России: (правовые вопросы). М.: [б. и.]; 2004. 275 с.

7. Шайхатдинов В.Ш. Дополнительное социальное обеспечение: анализ проблем теории и практики. Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015;(4(30)). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-sotsialnoe-obespechenie-analiz-problem-teorii-i-praktiki (дата обращения: 19.06.2021).

8. Соловьева С.Д. Правовое регулирование социальной защиты населения. Дисс.… канд. юр. наук. М.: РАНХиГС; 1997. 152 с.

9. Воронцова М.В. (ред.) Социальная защита и социальное обслуживание населения. М.: Юрайт; 2020. 330 с.

10. Горелов Н.А., Тучков А.И. Энциклопедия труда и занятости. СПб.: Из-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов; 1997. 239 с.

11. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: учебник. М.: Юнити; 2000. 407 с.

12. Ksilander V.A. Development of the Russian model of protection of the population. Материалы конференции «Молодежь. Общество. Современная наука, техника и инновации». 2020;(19):124–125.

13. Рейтинг стран по уровню бедности. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/poverty-rate (дата обращения: 18.05.2021).

14. О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/174.htm (дата обращения: 18.05.2021).

15. Роик В.Д. Социальная политика. Социальное обеспечение и страхование: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт; 2019. 522 с.

16. Занина О.В. Социальные гарантии в Российской Федерации и других странах мира в период пандемии. В сб.: Современная экономика: актуальные проблемы, задачи и траектории развития. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Курск: Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова; 2020:200–204.

17. Занина О.В. Совершенствование механизмов социальной защиты населения. Дисс. … канд.экон. наук. Орел: Орловский государственный аграрный университет; 2016. 206 с.

18. Занина О.В. Состояние и пути развития государственных социально-экономических программ в регионе. В сб.: Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и механизмы формирования и социально-экономическая политика региона. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Махачкала: Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН; 2018:189–190.


Для цитирования:


Алпеева Е.А., Занина О.В. Экономическое управление развитием социальной защиты населения. Экономика промышленности. 2021;14(3):339-348. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-3-339-348

For citation:


Alpeeva E.A., Zanina O.V. Economic management of the developmentsocial protection of the population. Russian Journal of Industrial Economics. 2021;14(3):339-348. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-3-339-348

Просмотров: 77


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-1633 (Print)
ISSN 2413-662X (Online)