Preview

Экономика промышленности / Russian Journal of Industrial Economics

Расширенный поиск

Методология профилирования товарных рынков

https://doi.org/10.17073/2072-1633-2023-1-51-58

Аннотация

В статье рассматривается методология исследования товарных рынков, включающего в себя оценку объема и структуры спроса и предложения по широкому спектру показателей. Обобщаются сведения о формировании системных представлений рынков на основе сегментации рынков, маркетингового профилирования рынков и их клиентов. Углубленно рассматривается подход, основанный на профилировании рынков. Этот подход заключается в представлении рынка как многомерного массива данных о виде товаров, ценовых диапазонах, распределении покупателей и продавцов по региональному, отраслевому и другим признакам на основе имеющихся достоверных, но неполных данных. Рассмотрена проблематика получения достоверных данных для определения их надежных источников и организации сбора данных в рамках оказания консалтинговых услуг. Констатирована актуальность задачи формирования правильной выборки для консалтингового исследования рынков, обеспечивающей в совокупности с данными, полученными из публичных источников, репрезентативное представление товарного рынка. Рассмотрена специфика товарных рынков, обусловливающая вариативность подходов от зависимости рынка от импорта, доли прямых поставок, транспортных каналов поставок и других факторов, определены особенности профилирования при экспресс-анализе товарных рынков. В качестве примера практической реализации методологии профилирования товарных рынков рассмотрен рынок горячекатаного листового проката из нержавеющей стали толщиной 2,0–13,0 мм и шириной до 1600 мм. Данный рынок характеризуется высокой импортной зависимостью и поэтому в качестве источника информации для него была использована база данных Федеральной таможенной службы. Профилирование рынка, выполненное в соответствие с предлагаемой методологией, позволило получить детальную информацию о распределении импорта и потребления отдельных групп листового проката из нержавеющей стали. Оценки товарного рынка, полученные в результате исследования с использованием профилирования рынка, прошли верификацию независимыми консалтинговыми исследованиями.

Об авторе

А. А. Грибков
Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»
Россия

Андрей Армович Грибков – д-р техн. наук, главный научный сотрудник кафедры робототехники и мехатроники 

127055, Москва, Вадковский пер., д. 3А, стр. 1, Российская Федерация 



Список литературы

1. Шарапова В.М., Шарапова Н.В. Маркетинговые исследования рынка с применением методов прогнозирования. Российское предпринимательство. 2018;19(12):4033–4040. https://doi.org/10.18334/rp.19.12.39643

2. Николаева А.В., Баргов Д.В. Современные методы анализа рынка. Финансовые аспекты структурных преобразований экономики. 2019;5:125–130.

3. Егорова М.А., Хохлов Е.С. Современные проблемы анализа товарных рынков для целей антимонопольного регулирования. Актуальные проблемы российского права. 2021;16(1(122)):111–119. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.122.1.111-119

4. Агаларова Е.Г., Бабенко Т.С. Формирование алгоритма проведения маркетинговых исследований рынка промышленной продукции. Фундаментальные исследования. 2015;(5-4):693–698.

5. Лоскутова С.Н. Сегментирование рынка: второстепенная задача или первая необходимость. Проблемы экономики и менеджмента. 2012;12(16):91–94.

6. Карасев А.П. Особенности технологии сегментирования для производственных рынков. Экономика и управление в машиностроении. 2016;(3):29–31.

7. Борисова О.М. Практическая реализация процесса сегментирования товарного рынка. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015;(4(16)):16–24.

8. Карасев А.П. Две стороны понятия «Сегментирование рынка». Вестник Университета. 2015;(11):119–122.

9. Мамонтов С.А., Пинко В.А. Рыночная ниша как сегмент и потенциальный рынок: маркетинговый теоретический аспект. Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2016;(1):137–145.

10. Калюжнова Н.Я., Виолин С.И. «Умная специализация» российских регионов: возможности и ограничения. Экономика, предпринимательство и право. 2020;10(10):2457–2472. https://doi.org/10.18334/epp.10.10.111061

11. Татаринов К.А. Маркетинговое воздействие на прибыль от продаж, основанное на данных. Практический маркетинг. 2018;(11(261)):10–17.

12. Чепурова И.Ф., Пресняков А.А. Маркетинговое управление поведением клиентуры на рынке услуг. Социально-экономические явления и процессы. 2017;12(3):193–200.

13. Иванов Г.Г., Ефимовская Л.А., Скоробогатых И.И., Сидорчук Р.Р., Мусатова Ж.Б. Методика ценового мониторинга на социально значимые продовольственные товары. Международная торговля и торговая политика. 2015;(4(4)):92–109.

14. Курейчик В.В., Бова В.В., Кравченко Ю.А. Метод поиска последовательных паттернов поведения пользователей в интернет-пространстве. Известия ЮФУ. Технические науки. 2020;(4):6–21.

15. Telia. Маркетинговое профилирование данных клиента в Telia Eesti AS. URL: https://www.telia.ee/images/documents/lepingud/lepingud-ja-tingimused/kliendi_andmete_turunduslik_profileerimine_rus.pdf (дата обращения: 01.11.2022).

16. Комиссарова Л.М., Янчевская К.А. Профилирование как метод формирования коммуникативной компетенции специалиста по рекламе и связям с общественностью. PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2021;(24):100–108.

17. Еленева Ю.Я., Фролов Е.Б., Грибков А.А. и др. Управление корпоративными знаниями: выделение центров ответственности, подбор методов и инструментов [под ред. Ю.Я. Еленевой]. М.: МГТУ «СТАНКИН; 2018. 90 с.

18. Павлова Н.С., Шаститко А.Е. Эмпирические оценки границ товарного рынка в сфере телекоммуникаций. Вопросы экономики. 2019;(9):90–111. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-9-90-111

19. Бухтиярова Т.И., Павленко Е.Л. Мониторинг выявления и оценка характера взаимосвязей рыночных стратегий и стратегий сетевых торговых предприятий. Региональная экономика: теория и практика. 2013;(14(293)):2–8.

20. Грибков А.А., Бродов А.А. Настоящее и будущее рынка нержавеющей стали России. Черная металлургия. Бюллетень научно-технической и экономической информации. 2021;77(2):193–199. https://doi.org/10.32339/0135-5910-2021-2-193-199


Рецензия

Для цитирования:


Грибков А.А. Методология профилирования товарных рынков. Экономика промышленности. 2023;16(1):51-58. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2023-1-51-58

For citation:


Gribkov A.A. Commodity market profiling methodology. Russian Journal of Industrial Economics. 2023;16(1):51-58. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2023-1-51-58

Просмотров: 355


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-1633 (Print)
ISSN 2413-662X (Online)