Стратегическое и индикативное планирование в малом предпринимательстве
https://doi.org/10.17073/2072-1633-2016-1-12-18
Аннотация
В статье рассматриваются особенности методических подходов к стратегическому и индикативному планированию в малом предпринимательстве. Отличительной особенностью планирования в малом предпринимательстве является низкий уровень ресурсного обеспечения, в том числе профессиональными кадрами, что предопределяет разработку таких методических подходов, которые были бы не только адаптированными, но и не чрезмерно трудоемкими. Идентифицированы и другие факторы, присущие малому предпринимательству и требующие учета в процессе планирования: низкий уровень диверсификации капитала, ограниченный ассортимент товара (работы, услуги), предлагаемого внешней бизнес-среде, высокая степень зависимости от состояния, движения и эффективности управления оборотным капиталом. Реализацию функции планирования в управлении малым предпринимательством в интересах реализации целевой установки по повышению уровня его конкурентоспособности предложено дополнить индикативным планированием с использованием инструментария бюджетирования. В статье также представлены возможная структура и содержание стратегического плана малого предприятия, обоснован инструментарий бюджетирования в формате индикативного планирования и контроля за его реализацией.
Об авторах
Л. Ю. ФилобоковаРоссия
доктор экон. наук, проф.
Ю. С. Песоцкий
Россия
доктор пед. наук, проф.
О. В. Григорьева
Россия
канд. экон. наук, доц.
Список литературы
1. Ansoff H. Comment on Henry Mintzberg’s Rethinking Strategic Planning // Long Range Planning. 1994. Vol. 27. N 3. P. 31–32.
2. Ansoff H. I. Concept of Strategic Management // J. Business Policy. 1972. Vol. 2. N 4.
3. Агапцов С. А., Мордвинцев А. И., Фомин П. А., Шаховская Л. С. Индикативное планирование как основа стратегического развития промышленного предприятия. М.: Высшая школа, 2010. 106 с.
4. Mintzberg H. Rethinking Strategic Planning. Part 1: Pitfalls and Fallacies // Long Range Planning. 1994. Vol. 27. N 3. P. 12–21.
5. Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления: дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2007.
6. Гапоненко А. Л., Панкрухин А. Г. Стратегическое управление. М.: ОМЕГА-Л, 2011. 558 с.
7. Ansoff H. I. Corporate Strategy. N.Y.: McGraw-Hill, 1965.
8. Ansoff H. I. From Strategic Planning to Strategic Management. London, 1976.
9. Ansoff H. I. Implementing Strategic Management. Englewood Cliffs (NJ, USA): Prentice Hall International, 1984. 510 p
10. Шумпетер Й. Теория экономического развития / под общ. ред. А. Г. Милейковского. М.: Прогресс, 1982. 453 с.
11. Прудский В. Г., Магданов П. В. Генезис понятия цели управления организацией // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: «Экономика». 2010. Вып. 2 (37). С. 17–21.
12. Rigby D., Bilodeau B. Management Tools and Trends, 2009. URL: http://www.bain.com/Images/Management_Tools_2009.pdf (дата обращения: 01.03.2016).
13. Петров А. Н., Демидова Л. Г., Климов С. М., Щербаковский Г. З., Ананов Н. Г. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. Монография. СПб: Знание. 2000. 96 с.
14. Забелин П. В., Моисеева И. К. Основы стратегического управления. М.: Информ. внедрен. Центр и маркетинг, 2011. 195 с.
15. Hughes R. L. Becoming a Strategic Leader: Your Role in Your Organization’s Enduring Success. John Wiley & Sons, Inc., 2005.
Рецензия
Для цитирования:
Филобокова Л.Ю., Песоцкий Ю.С., Григорьева О.В. Стратегическое и индикативное планирование в малом предпринимательстве. Экономика промышленности / Russian Journal of Industrial Economics. 2016;(1):12-18. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2016-1-12-18
For citation:
Filobokova L.Yu., Pesotskii Yu.S., Grigor’eva O.V. Strategic and indicative planning in small business. Russian Journal of Industrial Economics. 2016;(1):12-18. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2016-1-12-18