Стратегия развития
Статья посвящена анализу современного состояния и перспективных направлений развития взаимодействия государства и бизнеса в условиях макроэкономической нестабильности с применением механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) на федеральном и региональном уровнях. Отмечается, что в стратегической перспективе следует ожидать активизации и развития взаимодействия государства и бизнеса в реализации традиционных инфраструктурных проектов, прежде всего в сфере строительства объектов транспортной инфраструктуры. Указывается, что одной из перспективных форм взаимодействия власти и бизнеса является государственно-частное партнерство в производственной сфере, направленное на привлечение частных инвестиций к проектам инновационно-технологического обновления реального сектора экономики России. В связи с этим важнейшее значение в краткосрочной перспективе будет иметь начало реализации «дорожных карт» Национальной технологической инициативы. В целях консолидации усилий созданных за последнее время на отраслевом и региональном уровнях специализированных институтов ГЧП предлагается создание Совета по реализации проектов государственно-частного партнерства и инвестициям при Председателе Правительства Российской Федерации, способного в масштабе национальной экономики регулировать развитие процессов ГЧП на основе единой методологии, наиболее соответствующего средне- и долгосрочной социально-экономической политике России. На региональном уровне предлагается создание специализированных институтов управления проектами ГЧП в форме региональных центров государственно-частного партнерства, объединяющих представителей региональной (муниципальной) администрации и регионального бизнеса.
В статье рассмотрены перспективы развития аддитивных технологий в производстве титановых изделий. Изучены их преимущества перед традиционными методами производства и обработки изделий и проблемы, возникающие при их использовании. Последние могут быть преодолены на основе кластерного подхода. Перспективным примером практического использования аддитивных технологий в промышленности России является организация их исследования и применения в создаваемом титановом кластере. Установлено, что для экономической оценки применения аддитивных технологий в производстве титановых изделий необходима разработка методических положений, отражающих специфику их применения.
В статье рассматриваются особенности методических подходов к стратегическому и индикативному планированию в малом предпринимательстве. Отличительной особенностью планирования в малом предпринимательстве является низкий уровень ресурсного обеспечения, в том числе профессиональными кадрами, что предопределяет разработку таких методических подходов, которые были бы не только адаптированными, но и не чрезмерно трудоемкими. Идентифицированы и другие факторы, присущие малому предпринимательству и требующие учета в процессе планирования: низкий уровень диверсификации капитала, ограниченный ассортимент товара (работы, услуги), предлагаемого внешней бизнес-среде, высокая степень зависимости от состояния, движения и эффективности управления оборотным капиталом. Реализацию функции планирования в управлении малым предпринимательством в интересах реализации целевой установки по повышению уровня его конкурентоспособности предложено дополнить индикативным планированием с использованием инструментария бюджетирования. В статье также представлены возможная структура и содержание стратегического плана малого предприятия, обоснован инструментарий бюджетирования в формате индикативного планирования и контроля за его реализацией.
В данной статье отражено современное состояние нефтеперерабатывающей промышленности, рассмотрены основные проблемы предприятий Оренбургской области. В качестве сопоставления и проведения детального анализа приводится зарубежный опыт функционирования крупнейших мировых компаний (ExxonMobile, Shell, BP и др.). Выявлено, что отношение добычи у ведущих мировых компаний ТЭК к переработке меньше «1», что говорит об их направленности на высокую загрузку и глубокую переработку, в то время как на отечественных предприятиях данный показатель больше «1». То есть российские предприятия в основном являются экспортно-ориентироваными. Кроме того, нефтеперерабатывающая промышленность Оренбургской области характеризуется высоким износом основных фондов, низкой глубиной переработки, высокой долей темных нефтепродуктов в общем объеме выпускаемой продукции и, как следствие, низкой светлых, то есть доля продукции с высокой добавленной стоимостью крайне мала. Для ликвидации данного дисбаланса в статье разработаны и предлагаются для реализации определенные меры, в том числе меры налогового стимулирования выпуска качественной (высокооктановой) продукции. В то же время на нефтеперерабатывающих предприятиях региона уже отчетливо прослеживаются положительные сдвиги: ведущими научными институтами страны (ЗАО «Нефтехимпроект», ПАО «Самаранефтехимпроект», ПАО «НПП Нефтехим» и др.) на основании накопленного отечественного и мирового опыта, разработана и реализуется программа развития отраслей данной промышленности, прослеживаются положительная динамика роста объемов переработки нефти, постепенное улучшение качества выпускаемых моторных топлив за счет строительства новых и модернизации существующих объектов, отказ от производства этилированных автобензинов, увеличение доли выпуска высокооктановых бензинов и экологически чистых дизельных топлив, соответствующих качеству ЕВРО-5. Авторы считают, что приведенный в данной статье комплекс мер обеспечит путь к инновационному и технологическому развитию не только нефтеперерабатывающей промышленности региона, но и экономики страны в целом.
В статье представлена оценка количественных и качественных характеристик влияния деятельности крупных корпораций на региональном и местном уровнях. Качественные и количественные изменения социально-экономического развития, последствия которых отражаются на всем обществе, происходят именно на конкретных территориях присутствия крупного бизнеса. Территории базирования крупного бизнеса (особенно сырьевой специализации) становятся местом пересечения интересов различных социальных групп по поводу распределения ресурсов и общественного продукта. Достоинствами представленной статьи являются анализ российской практики «инкорпорирования» ответственного бизнеса в социальную ткань регионов, обоснование необходимости достижения баланса экономических, социальных, экологических интересов субъектов на основе конструктивного взаимодействия органов государственной власти с крупными бизнес-структурами и общественными объединениями. Обозначенные ориентиры могут быть достигнуты посредством создания механизмов взаимодействия власти и бизнеса, способствующих наращиванию регионального экономического потенциала, повышению уровня и качества жизни населения за счет освоения бизнесом новых технологий решения социальных проблем.
Рыбная промышленность Калининградской области является одним из важнейших секторов экономики региона, который включает широкий спектр видов деятельности – от прогнозирования сырьевой базы отрасли до добычи и переработки водных биологических ресурсов. В настоящее время рыбная отрасль Калининградской области находится в так называемой точке бифуркации. Кризисное состояние системы рыбного хозяйства обусловлено влиянием на нее внешних факторов, среди которых в основном политические: вступление России во Всемирную торговую организацию, введение продовольственных санкций, эмбарго и окончание действия льготного таможенного периода Особой экономической зоны в 2016 г. Одним из приоритетных направлений развития рыбной отрасли эксклавного региона является частичное импортозамещение. Рыбная отрасль наряду с сельским хозяйством является ключевой в развитии региона и обеспечивает продовольственную безопасность региона с сепаративной территориальной расположенностью. Ключевая задача для государства и предприятий – обеспечение баланса между объемом производства готовой рыбной продукции и потребностью населения области, а также установленными нормами потребления. Общий вектор развития отрасли связан с необходимостью укрупнения компаний, созданием вертикально ориентированных холдингов. Оптимальный сценарий развития рыбной отрасли – технологически ведомый, при котором акцент делается на стандартных технологиях переработки сырья и производства массовой продукции.
Финансовый менеджмент
Главная цель большинства машиностроительных предприятий – максимально увеличить благосостояние акционеров. Достижение этой цели возможно только с применением новейших методов и концепций управления, в результате ограниченные финансовые ресурсы машиностроительного предприятия будут эффективно распределены. В современных промышленных производствах внимание уделяется применению систем контроллинга, концепции SCM и SCOR-моделей. Однако недобросовестная конкуренция, неопределенность экономической ситуации в России, нестабильность рынков, трудности планирования, финансовая и информационная закрытость предприятий затрудняют внедрение на отечественных машиностроительныых предприятиях эталонных схем организации бизнеса, что является недопустимым при управлении добавленной стоимостью в технологической цепи предприятия. Исходя из потребностей практики главной задачей в настоящее время является переход организаций на инновационный тип развития, который характеризуется применением приемлемых для российских машиностроительных предприятий методов в области процесса управления добавленной стоимостью в их технологической цепи. На основе проведенного сравнительного анализа концепций, существующих в зарубежной и отечественной литературе, в статье раскрывается инновационный момент управления добавленной стоимостью в технологической цепи машиностроительных предприятий: добавленная стоимость в технологической цепи предсказывает, подсказывает и многое определяет в системе ценообразования машиностроительного предприятия и является основой для разработки полноценной следящей системы управления, обеспечивающей достижение стратегических целей машиностроительного предприятия.
В статье рассматриваются направления совершенствования учетно-аналитического обеспечения инновационной деятельности в аудиторских организациях. Раскрываются различия налогового и бухгалтерского учета расходов на инновационную деятельность. Обосновывается, что в настоящее время существуют различия между методиками учета инновационной деятельности в России и за рубежом. В частности, МСФО рассматривают понятие инновационной деятельности шире, чем ПБУ, допускают существование наряду с закрепленной юридически формой объектов имущественных прав интеллектуальной собственности и другие ее формы. Это создает проблемы для использования показателей российской отчетности для подготовки отчетов по международным стандартам. Предлагается снять ограничение относительно определения первоначальной стоимости объектов имущественных прав интеллектуальной собственности, созданных непосредственно в аудиторской организации, где невозможно определить расходы, так как отсутствуют сведения о начале разработки (создании) этих объектов и отнесенных на их создание соответствующих прямых и непрямых расходов. Обосновывается, что необходимой является разработка научно обоснованной системы учета и анализа затрат, доходов и полученных результатов инновационной деятельности. Информационные системы учета, а также экономического анализа должны создать соответствующие условия для расширения, ускорения и повышения эффективности процессов создания и реализации разных видов инноваций.
Финансовая аналитика
Применяемые в настоящее время для анализа и контроля процесса инвестирования и результата вложения средств в инновационные проекты критерии, как правило, не учитывают все ограничения, взаимосвязи и взаимозависимости процессов, элементов рассматриваемой системы и дают лишь приблизительные результаты, что подтверждает необходимость разработки новых методов принятия решений и моделей, наиболее полно отражающих как реальные процессы, так и их интуитивное восприятие. Использование в современной практике управления оптимизационных моделей на базе линейного программирования не учитывает институциональный фактор, не отражает воздействие человеческого фактора и не позволяет снижать рисковость из-за неполноты и не всегда высокого качества информации. Методы теории нечетких множеств позволяют формализовать неточно сформулированные качественные данные и, задавая нечеткие количественные и качественные оценки с помощью нечетких чисел, устанавливать степень их размытости (неопределенности), что дает возможность исходя из квалификации эксперта использовать конфигурации, определяющие области размытости задаваемых параметров разного уровня. Разработанная авторами на языке Delphi программа оценки эффективности управления инновационно-инвестиционными проектами на предприятии в условиях неопределенности и риска с использованием методов теории нечетких множеств позволяет значительно упростить проведение сложных расчетов, сократить время вычисления, а следовательно, расширить использование данного метода оценки на практике.
Подготовка и управление профессиональными кадрами
В статье рассматривается вопросы повышения качества подготовки выпускников вузов для инновационной экономики. Предложено для каждого направления разработать план непрерывной подготовки в области качества и внедрить элементы системы менеджмента качества (СМК) в образовательный процесс. Лучшие результаты в учебной деятельности вузов достигаются при наличии у студентов внешней мотивации со стороны работодателей. Учебный процесс также должен стать мотивирующим фактором для студентов. Внедрение новых подходов в обучении потребует освоения преподавателями новых педагогических приемов и технологий, изучения особенностей профессиональной деятельности будущих выпускников.
Экономика стран СНГ
Как известно, хлопок является основной стратегической сельскохозяйственной культурой. При этом на 90 % он в непереработанном виде вывозится за пределы Таджикистана, и остро стоит вопрос перехода на комплексную и углубленную схему переработки хлопка–сырца. Это позволит многократно расширить номенклатуру получаемых конечных продуктов, при реализации которых для удовлетворения внутреннего рынка повышается в целом эффективность хлопкового производства. Для реализации данной схемы необходимо
решить следующие задачи:
– устранить разобщенность между производителями хлопка, перерабатывающими отраслями и государственными структурами;
– увеличить мощность трикотажных и швейных предприятий;
– для стимулирования производительной работы других ветвей хлопкового комплекса необходимо снижение покупной стоимости хлопка; разработка долгосрочной программы переработки хлопка внутри страны хотя бы до уровня 30–40 %;
– осуществление технической модернизации производства путем привлечения инвестиций, особенно это касается создания предприятий гидролизной промышленности.
Хроника
ISSN 2413-662X (Online)