Стратегия развития
Мировая практика свидетельствует, что основой экономического роста как на государственном, так и региональном уровне является рост инвестиционный. Подтверждением этому является опыт большинства стран, совершивших в последние десятилетия резкий рывок в своем экономическом развитии. Осознание этого факта, привело к тому, что в странах как с развитой, так и развивающейся экономикой, привлечение инвестиций в экономику в национальном и региональных масштабах рассматривают как одну из приоритетных задач экономической политики.
Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2007–2008 гг. внес существенные коррективы в динамику глобального инвестиционного процесса и изменил позиции его основных субъектов. В статье рассматривается динамика прямых иностранных инвестиций в мире и в России, дается обзор мировых рейтингов инвестиционной привлекательности стран, анализируются показатели инвестиционной привлекательности российской экономики.
Структурные изменения составляющих глобального социально-экономического развития, условия нестабильности, ограничение доступа России к мировым финансовым ресурсам, технологиям, низкая активность промышленных предприятий в развитии наукоемких направлений производства определяют необходимость совершенствования технологий создания и диффузии инноваций в рамках национальной инновационной системы на основе использования потенциала центров компетенций в различных областях знаний для разработки и внедрения передовых достижений науки и техники в практику хозяйственной деятельности промышленных предприятий.
В рамках предлагаемой нами концепции инновационного развития центральное место занимает феномен диффузии инноваций, которую связывают с распространением продуктовых и процессных инноваций через систему информационных, экономических и организационно-управленческих связей между всеми элементами и подсистемами национальной инновационной системы. Относительно распространения инноваций классической стала точка зрения Э. Роджерса, который определил диффузию инноваций как процесс, посредством которого инновация проходит по коммуникационным каналам во времени и пространстве среди участников социально-экономической системы.
Авторская модель диффузии инноваций с учетом специфики Российской Федерации представляет собой взаимосвязь шести участников:
1) научно-исследовательские центры;
2) крупный, малый и средний бизнес;
3) государство;
4) центры технологического превосходства;
5) центры оффшорного проектирования и программирования;
6) региональные центры инжиниринга.
По мнению авторов, современный мировой рынок требует модель диффузии инноваций, которая должна совмещать трансфер технологии и спилловер знаний, построена по типу многостороннего сетевого взаимодействия.
Новизна предлагаемой модели диффузии инноваций заключается в том, что теоретические модели диффузии инноваций других авторов не учитывают особенности диффузии инноваций в каждой стране, а в модели авторов учитываются особенности диффузии инноваций только для Российской Федерации в современных условиях. Предложенные мероприятия по диффузии инноваций в Российской Федерации основаны на проведенном анализе статистических показателей оценки трансфера технологий за 2010–2014 гг., собираемые Федеральной службой государственной статистики РФ из формы «Баланс платежей за технологии».
Россия и Китай проявляют взаимный интерес к развитию сотрудничества, росту инвестиций и реализации крупных проектов. Активизация совместных усилий в области разработки природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока, развития современных технологий в нефтехимии, других направлениях науки и техники на паритетных условиях дает новые возможности для интеграции инновационных технологий и реализации совместных выскотехнологических проектов. С 2014 г. в российско-китайском партнерстве был отмечен серьезный экономический подъем. Россией и Китаем заключен контракт на поставку по «восточному» маршруту 38 млрд куб. м российского природного газа в год в течение 30 лет. Для реализации этого проекта начато строительство газопровода «Сила Сибири». Газопровод должен не только стать каналом поставки российского газа в Китай и другие страны региона, но и связать газотранспортные системы России в единую сеть. Партнерство между Москвой и Пекином практически перешло на новый, более качественно высокий уровень. За исключением крупных энергетических и инфраструктурных проектов, необходимо, чтобы субъектами двустороннего торгово-экономического сотрудничества стали предприятия. Такой подход позволит сформировать стандартную рыночную конъюнктуру, которая станет главной предпосылкой и гарантией расширения взаимодействия.
Одновременно с рыночными инструментами Москва и Пекин активно используют институциональные механизмы стратегического партнерства. Так, в настоящее время активно работают три межправительственные комиссии на уровне вице-премьеров и 20 отраслевых подкомиссий, которые непосредственно обеспечивают баланс интересов участников рынка. Соглашение между Центральным банком Росси и Народным банком КНР об использовании национальных валют в международных расчетах дает возможность российским и китайским компаниям использовать в качестве валюты как рубль, так и юань, при этом выбор полностью зависит от предпочтений участвующих сторон. Модернизация экономики России предполагает обновление промышленной базы и опережающее развитие транспортной инфраструктуры страны, значительная часть этой задачи может быть решена при участии Китая в интересах развития приграничных территорий России.
В перспективе между Китаем и Россией возможно создание энергетического моста, который позволит реализовать концепцию энергетического кольца Северо-Восточной Азии. Россия проводит курс на модернизацию производственной инфраструктуры и переход на инновационное развитие в целях создания отечественной конкурентоспособной продукции. Китайские центры индустриализации высоких технологий заинтересованы в сотрудничестве в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и выходу российских высоких технологий на китайский рынок. То есть, научно-техническое и инновационное сотрудничество России и Китая отвечает интересам стратегического партнерства и взаимодействия между нашими странами.
Инновационное развитие наших стран требует долгосрочных программ, больших финансовых затрат, создание высокотехнологичных зон (научных парков) и инкубаторов, формирование общих «технологических платформ», стимулирование совместного инвестирования в развитие высоких технологий, создание необходимой инновационной инфраструктуры.
Финансовый менеджмент
Широкомасштабная модернизация российской экономики с выходом на траекторию экономического роста возможна на основе проведения исполнительной властью активной политики в научной и промышленной сферах с целью технологического обновления хозяйственного ландшафта и перевода экономики на путь инновационного развития. Важным условием устранения кризисных явлений отечественной экономики и недопущения их появления в перспективе следует рассматривать применение новых подходов к организации управления экономикой на макро- и микроуровнях.
Концепция системного управления, позволяющая спроектировать траекторию управления, определить сопряженность экономического курса и системного управления государством и отдельным предприятием, рассматривается как наиболее оптимальная для организации управления экономическими системами в условиях нестабильности, демонстрирующими признаки некачественного и неэффективного управления.
Управление занимает центральное место в механизме функционирования любых организаций, ставя перед топ-менеджерами задачу поддержания баланса и взаимодействия сил, присутствующих в организации и определяющих ее деятельность. Реализация новых подходов к управлению требует от менеджера новых компетенций обнаружения, идентификации, анализа и согласования функционирования систем; анализа всех элементов системы в пространстве, во времени и во взаимодействии с окружающей средой; управления производством, маркетингом, инновациями и бизнес-процессами.
В статье представлено решение задачи формирования комплексных стратегий управления оборотными средствами и методов нахождения управляющих воздействий, обеспечивающих повышение производимой добавленной стоимости.
Рассмотрен основной показатель, характеризующий финансово-экономическое положение предприятия, а также две рейтинговые оценки, представляющие собой средние геометрические вероятности соблюдения ограничений, задаваемых условиями оптимизации основного показателя задачи, вторая – рекомендациями финансового менеджмента. Если среди частных вероятностей, используемых при расчете оценок, окажутся одинаковые, то их можно объединить в группы, а рассмотренный подход можно модифицировать за счет использования весовых коэффициентов, отражающих разную значимость частных групп вероятностей и различного вклада каждой из них в окончательное решение. Для этого среднее геометрическое частных вероятностей необходимо изменить на среднее геометрическое взвешенное – относительная добавленная стоимость производимой продукции.
Указанные рейтинговые оценки полезны при сравнении в динамике финансовой дисциплины данного предприятия, а также при анализе деятельности близких по сортаменту и объемам производства различных предприятий. Частные вероятности определяются методом Монте-Карло с использованием пакета прикладных программ Oracle Crystal Ball.
Разработана методика оценки финансово-экономического положения предприятия, включающая прогноз близости кризисной ситуации для предприятия на основании расчета показателей колеблемости (устойчивости) показателя относительной добавленной стоимости производимой продукции. Дальнейшие работы ведутся в плане нахождения комплексных стратегий управление балансом предприятия, его оптимизации и определения соответствующих управляющих воздействий.
Интеллектуальная собственность
Отмечена некорректность отнесения исполнений к результатам интеллектуальной деятельности, так как по определению исполнения – это повторение, воспроизведение в копии, а не создание нового. Заключение о невозможности отнесения исполнений к объектам интеллектуальной собственности относится к любой сфере человеческой деятельности: научно-технической, спортивной, художественной. К творческой деятельности любого гражданина, а не только артиста, можно отнести: создание произведения, совершение открытия, разработку способа или устройства, рационализаторского предложения и так далее, но не использование чужого результата путем доведения до всеобщего ознакомления. Прецедент охраны исполнения артистов предполагает введение охраны исполнений других видов человеческой деятельности, например, исполнений рабочих, инженеров, ученых, служащих, предпринимателей и так далее при содействии внедре- нию изобретений и рационализаторских предложений, тем более что их деятельность может быть сопряжена с гораздо большими затратами. К сожалению, в современном институте интеллектуальной собственности, каким является часть четвертая ГК РФ отсутствует упоминание о правах, смежных с патентными. Таким образом, законодатель, поддерживая шоу бизнес, почему то совершенно «забыл» об инновационной экономике, а именно – об охране соответствующих права, включая право на вознаграждение.
Обосновано мнение о расширении объектов института смежных прав в интересах инновационной экономики.
Региональная экономика
В статье рассматриваются с учетом мирового опыта вопросы формирования и развития системы информационно-консультационного обеспечения АПК в регионе.
Отмечается, что сегодня информационно-консультационная служба (ИКС) является основным центром аграрного консультирования и распространения информации о научно-технических разработках в сфере агропромышленного производства.
Из-за недостаточности информационных и методических материалов субъекты Российской Федерации вынуждены были самостоятельно, за счет собственных средств создавать инфраструктуру информационно-консультационных служб, разрабатывать различные рекомендации по реализации национального проекта.
Важнейшим условием эффективного функционирования информационно-консультационных служб АПК всех уровней является использование современных информационных систем, опирающихся на передовые компьютерные технологии, обеспечивающих простоту применения пользователями, открытость, доступность, использующих единое информационное пространство АПК РФ и имеющих возможность интегрироваться с глобальной сетью Интернет.
Стратегической целью функционирования информационно-консультационной службы АПК является информационно-консультационного обеспечение, которое создаст условия для эффективного развития производства и улучшения социально-экономических условий жизни на селе. В исследовании определены основные задачи ИКС АПК решаемые на региональном уровне, формы деятельности районных ИКС в АПК.
Переход от политики выравнивания уровней регионального развития к политике поляризованного развития обуславливает задачу формирования новой системы стратегических целей территориального развития и механизмов их достижения. Именно агломерации, выполняя роль «локомотивов» социально-экономического развития для прилегающих территорий, способны стать центрами модернизации и развития всей национальной экономики.
Статья посвящена рассмотрению роли городских агломераций в формировании региональной политики федеративного государства на примере Канады. В работе анализируются причины и последствия появления городских агломераций, административная и политическая структура образованных субъектов, рассматриваются организованные субъекты хозяйствования на базе государственно/муниципально-частного партнерства, особое внимание уделяется реализации кластерных инициатив на территории агломераций. На примере городских агломераций Торонто и Монреаль выделены особенности системы управления формированием и развитием городских агломераций в Канаде.
В ходе работы выявлены положительные и отрицательные стороны агломерирования муниципальных образований, проведен сравнительный анализ особенностей агломеративного развития в России и Канаде, предложены подходы к адаптации успешного опыта управления агломерациями Канады для России. Из представленного Канадского опыта, очевидно, что при образовании городской агломерации необходимо искать компромисс между объединением и индивидуализацией.
ISSN 2413-662X (Online)