Preview

Экономика в промышленности

Расширенный поиск
№ 2 (2016)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.17073/2072-1633-2016-2

Стратегия развития

74-82 470
Аннотация

Мировая практика свидетельствует, что основой экономического роста как на государственном, так и региональном уровне является рост инвестиционный. Подтверждением этому является опыт большинства стран, совершивших в последние десятилетия резкий рывок в своем экономическом развитии. Осознание этого факта, привело к тому, что в странах как с развитой, так и развивающейся экономикой, привлечение инвестиций в экономику в национальном и региональных масштабах рассматривают как одну из приоритетных задач экономической политики.

Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2007–2008 гг. внес существенные коррективы в динамику глобального инвестиционного процесса и изменил позиции его основных субъектов. В статье рассматривается динамика прямых иностранных инвестиций в мире и в России, дается обзор мировых рейтингов инвестиционной привлекательности стран, анализируются показатели инвестиционной привлекательности российской экономики.

83-90 186
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования информационных систем управления интеллектуальной собственностью в наукоемких организациях. Целью исследования является теоретическое обоснование разработки и внедрения автоматизированных информационных систем управления интеллектуальной собственностью в высокотехнологичных организациях и корпорациях, являющихся неотъемлемой частью комплексных автоматизированных информационных систем управления организацией или корпорацией, в качестве приложения системы ERP II. В рамках исследования были определены сущность и содержание информационных систем в экономике, исследована роль интеллектуальной собственности в развитии инновационной экономики России, предложена классификация технических решений в области информационных систем управления интеллектуальной собственностью, проанализирован опыт управления интеллектуальной собственностью в ведущих российский и зарубежных организациях и корпорациях и представлен обзор существующих автоматизированных информационных систем управления интеллектуальной собственностью. В заключении сделан вывод о необходимости практической апробации разработки и внедрения автоматизированных информационных систем управления интеллектуальной собственностью в высокотехнологичных организациях и корпорациях в качестве приложения системы ERP II.
91-98 261
Аннотация

Структурные изменения составляющих глобального социально-экономического развития, условия нестабильности, ограничение доступа России к мировым финансовым ресурсам, технологиям, низкая активность промышленных предприятий в развитии наукоемких направлений производства определяют необходимость совершенствования технологий создания и диффузии инноваций в рамках национальной инновационной системы на основе использования потенциала центров компетенций в различных областях знаний для разработки и внедрения передовых достижений науки и техники в практику хозяйственной деятельности промышленных предприятий.

В рамках предлагаемой нами концепции инновационного развития центральное место занимает феномен диффузии инноваций, которую связывают с распространением продуктовых и процессных инноваций через систему информационных, экономических и организационно-управленческих связей между всеми элементами и подсистемами национальной инновационной системы. Относительно распространения инноваций классической стала точка зрения Э. Роджерса, который определил диффузию инноваций как процесс, посредством которого инновация проходит по коммуникационным каналам во времени и пространстве среди участников социально-экономической системы.

Авторская модель диффузии инноваций с учетом специфики Российской Федерации представляет собой взаимосвязь шести участников:

1) научно-исследовательские центры;

2) крупный, малый и средний бизнес;

3) государство;

4) центры технологического превосходства;

5) центры оффшорного проектирования и программирования;

6) региональные центры инжиниринга.

По мнению авторов, современный мировой рынок требует модель диффузии инноваций, которая должна совмещать трансфер технологии и спилловер знаний, построена по типу многостороннего сетевого взаимодействия.

Новизна предлагаемой модели диффузии инноваций заключается в том, что теоретические модели диффузии инноваций других авторов не учитывают особенности диффузии инноваций в каждой стране, а в модели авторов учитываются особенности диффузии инноваций только для Российской Федерации в современных условиях. Предложенные мероприятия по диффузии инноваций в Российской Федерации основаны на проведенном анализе статистических показателей оценки трансфера технологий за 2010–2014 гг., собираемые Федеральной службой государственной статистики РФ из формы «Баланс платежей за технологии».

99-107 300
Аннотация
В данной статье рассматриваются наиболее перспективные направления для концентрации усилий по развитию высокотехнологического сотрудничества между Россией и Индией. Начало сотрудничества с Индией было положено еще в советский период. Сегодня, несмотря на значительное увеличение абсолютных показателей в торговом и инвестиционном сотрудничестве двух стран за последние полтора десятилетия, их взаимные доли в общем объеме внешней торговли и инвестиций все еще остаются незначительными. При этом Значительный опыт сотрудничества России и Индии как в советский, так и в российский период, а также открывающиеся новые направления сотрудничества по мере изменения геополитической ситуации в мировой экономике, делает Индию одним из наиболее перспективных и значимых партнеров для Российской Федерации. В этой ситуации крайне актуальным является выявление сильных и слабых сторон современного сотрудничества в высокотехнологичной сфере, которая повсеместно признана наиболее важной для существования современного государства. В процессе анализа выявлены 5 наиболее актуальных высокотехнологичных отраслей взаимодействия между Россией и Индией – атомная, космическая, фармакологическая и военно-технические отрасли, а также сфера информационно-телекоммуникационных технологий. Подробно рассмотрены текущие проекты и области взаимодействия, как по научным разработкам, так и по характеру производства высокотехнологической продукции, обладающие наибольшим потенциалом. Также произведен обзор текущего состояния российско-индийских отношений в свете происходящего прагматического переосмысления внешнеполитических приоритетов обеих стран, и выявлены отрасли, обладающие наибольшими перспективами для приложения государственных усилий к выводу взаимодействия в них на новый уровень развития.
108-115 281
Аннотация

Россия и Китай проявляют взаимный интерес к развитию сотрудничества, росту инвестиций и реализации крупных проектов. Активизация совместных усилий в области разработки природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока, развития современных технологий в нефтехимии, других направлениях науки и техники на паритетных условиях дает новые возможности для интеграции инновационных технологий и реализации совместных выскотехнологических проектов. С 2014 г. в российско-китайском партнерстве был отмечен серьезный экономический подъем. Россией и Китаем заключен контракт на поставку по «восточному» маршруту 38 млрд куб. м российского природного газа в год в течение 30 лет. Для реализации этого проекта начато строительство газопровода «Сила Сибири». Газопровод должен не только стать каналом поставки российского газа в Китай и другие страны региона, но и связать газотранспортные системы России в единую сеть. Партнерство между Москвой и Пекином практически перешло на новый, более качественно высокий уровень. За исключением крупных энергетических и инфраструктурных проектов, необходимо, чтобы субъектами двустороннего торгово-экономического сотрудничества стали предприятия. Такой подход позволит сформировать стандартную рыночную конъюнктуру, которая станет главной предпосылкой и гарантией расширения взаимодействия.

Одновременно с рыночными инструментами Москва и Пекин активно используют институциональные механизмы стратегического партнерства. Так, в настоящее время активно работают три межправительственные комиссии на уровне вице-премьеров и 20 отраслевых подкомиссий, которые непосредственно обеспечивают баланс интересов участников рынка. Соглашение между Центральным банком Росси и Народным банком КНР об использовании национальных валют в международных расчетах дает возможность российским и китайским компаниям использовать в качестве валюты как рубль, так и юань, при этом выбор полностью зависит от предпочтений участвующих сторон. Модернизация экономики России предполагает обновление промышленной базы и опережающее развитие транспортной инфраструктуры страны, значительная часть этой задачи может быть решена при участии Китая в интересах развития приграничных территорий России.

В перспективе между Китаем и Россией возможно создание энергетического моста, который позволит реализовать концепцию энергетического кольца Северо-Восточной Азии. Россия проводит курс на модернизацию производственной инфраструктуры и переход на инновационное развитие в целях создания отечественной конкурентоспособной продукции. Китайские центры индустриализации высоких технологий заинтересованы в сотрудничестве в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и выходу российских высоких технологий на китайский рынок. То есть, научно-техническое и инновационное сотрудничество России и Китая отвечает интересам стратегического партнерства и взаимодействия между нашими странами.

Инновационное развитие наших стран требует долгосрочных программ, больших финансовых затрат, создание высокотехнологичных зон (научных парков) и инкубаторов, формирование общих «технологических платформ», стимулирование совместного инвестирования в развитие высоких технологий, создание необходимой инновационной инфраструктуры.

116-122 353
Аннотация
При создании эффективных бизнес-процессов промышленных предприятий необходимо применять системный подход. Это позволит вовремя устранить возможные проблемы при их разработке, обеспечит возможность контроля динамики самого процесса, будет способствовать организации качественной работы в условиях ограниченной информации и принятию решений при быстро меняющейся среде функционирования промышленных предприятий. Построенная на основе системного подхода с использованием теории нечетких множеств модель управления в совокупности может влиять на качество регулирующего воздействия и приводит к снижению рисков негативных последствий принятых решений. Современные информационные системы и некоторые программные продукты делают моделирование более детальным и наглядным.

Финансовый менеджмент

123-132 204
Аннотация

Широкомасштабная модернизация российской экономики с выходом на траекторию экономического роста возможна на основе проведения исполнительной властью активной политики в научной и промышленной сферах с целью технологического обновления хозяйственного ландшафта и перевода экономики на путь инновационного развития. Важным условием устранения кризисных явлений отечественной экономики и недопущения их появления в перспективе следует рассматривать применение новых подходов к организации управления экономикой на макро- и микроуровнях.

Концепция системного управления, позволяющая спроектировать траекторию управления, определить сопряженность экономического курса и системного управления государством и отдельным предприятием, рассматривается как наиболее оптимальная для организации управления экономическими системами в условиях нестабильности, демонстрирующими признаки некачественного и неэффективного управления.

Управление занимает центральное место в механизме функционирования любых организаций, ставя перед топ-менеджерами задачу поддержания баланса и взаимодействия сил, присутствующих в организации и определяющих ее деятельность. Реализация новых подходов к управлению требует от менеджера новых компетенций обнаружения, идентификации, анализа и согласования функционирования систем; анализа всех элементов системы в пространстве, во времени и во взаимодействии с окружающей средой; управления производством, маркетингом, инновациями и бизнес-процессами.

133-141 220
Аннотация

В статье представлено решение задачи формирования комплексных стратегий управления оборотными средствами и методов нахождения управляющих воздействий, обеспечивающих повышение производимой добавленной стоимости.

Рассмотрен основной показатель, характеризующий финансово-экономическое положение предприятия, а также две рейтинговые оценки, представляющие собой средние геометрические вероятности соблюдения ограничений, задаваемых условиями оптимизации основного показателя задачи, вторая – рекомендациями финансового менеджмента. Если среди частных вероятностей, используемых при расчете оценок, окажутся одинаковые, то их можно объединить в группы, а рассмотренный подход можно модифицировать за счет использования весовых коэффициентов, отражающих разную значимость частных групп вероятностей и различного вклада каждой из них в окончательное решение. Для этого среднее геометрическое частных вероятностей необходимо изменить на среднее геометрическое взвешенное – относительная добавленная стоимость производимой продукции.

Указанные рейтинговые оценки полезны при сравнении в динамике финансовой дисциплины данного предприятия, а также при анализе деятельности близких по сортаменту и объемам производства различных предприятий. Частные вероятности определяются методом Монте-Карло с использованием пакета прикладных программ Oracle Crystal Ball.

Разработана методика оценки финансово-экономического положения предприятия, включающая прогноз близости кризисной ситуации для предприятия на основании расчета показателей колеблемости (устойчивости) показателя относительной добавленной стоимости производимой продукции. Дальнейшие работы ведутся в плане нахождения комплексных стратегий управление балансом предприятия, его оптимизации и определения соответствующих управляющих воздействий.

142-147 279
Аннотация
Важным моментом в деятельности любого предприятия является совершенствование системы управления качеством продукции. Одним из наиболее используемых инструментов управления качеством в настоящее время является проведение самооценки, что позволяет на основе анализа деятельности выявить проблемы в развитии, разработать мероприятия по их преодолению и проследить динамику улучшений при проведении повторной самооценки. В России для самооценки компаниями используется модель премии Правительства РФ в области качества. Она охватывает возможности и результаты работы организации. В данной статье проводится самооценка промышленного предприятия по модели премии Правительства РФ по качеству. Рассматриваются основные показатели деятельности предприятия на соответствие критериям премии, выявляется результативность каждого критерия в зависимости от максимально возможного балла. На основании лепестковой диаграммы, показывающей вклад каждого критерия модели, определяются проблемные места, связанные как с работой предприятия непосредственно, так и с развитием отрасли. Описывается, как изменилось количество бракованной продукции за последние несколько лет. В заключение предлагаются мероприятия по улучшению деятельности в области управления качеством.

Интеллектуальная собственность

148-152 169
Аннотация

Отмечена некорректность отнесения исполнений к результатам интеллектуальной деятельности, так как по определению исполнения – это повторение, воспроизведение в копии, а не создание нового. Заключение о невозможности отнесения исполнений к объектам интеллектуальной собственности относится к любой сфере человеческой деятельности: научно-технической, спортивной, художественной. К творческой деятельности любого гражданина, а не только артиста, можно отнести: создание произведения, совершение открытия, разработку способа или устройства, рационализаторского предложения и так далее, но не использование чужого результата путем доведения до всеобщего ознакомления. Прецедент охраны исполнения артистов предполагает введение охраны исполнений других видов человеческой деятельности, например, исполнений рабочих, инженеров, ученых, служащих, предпринимателей и так далее при содействии внедре- нию изобретений и рационализаторских предложений, тем более что их деятельность может быть сопряжена с гораздо большими затратами. К сожалению, в современном институте интеллектуальной собственности, каким является часть четвертая ГК РФ отсутствует упоминание о правах, смежных с патентными. Таким образом, законодатель, поддерживая шоу бизнес, почему то совершенно «забыл» об инновационной экономике, а именно – об охране соответствующих права, включая право на вознаграждение.

Обосновано мнение о расширении объектов института смежных прав в интересах инновационной экономики.

Региональная экономика

153-160 211
Аннотация

В статье рассматриваются с учетом мирового опыта вопросы формирования и развития системы информационно-консультационного обеспечения АПК в регионе.

Отмечается, что сегодня информационно-консультационная служба (ИКС) является основным центром аграрного консультирования и распространения информации о научно-технических разработках в сфере агропромышленного производства.

Из-за недостаточности информационных и методических материалов субъекты Российской Федерации вынуждены были самостоятельно, за счет собственных средств создавать инфраструктуру информационно-консультационных служб, разрабатывать различные рекомендации по реализации национального проекта.

Важнейшим условием эффективного функционирования информационно-консультационных служб АПК всех уровней является использование современных информационных систем, опирающихся на передовые компьютерные технологии, обеспечивающих простоту применения пользователями, открытость, доступность, использующих единое информационное пространство АПК РФ и имеющих возможность интегрироваться с глобальной сетью Интернет.

Стратегической целью функционирования информационно-консультационной службы АПК является информационно-консультационного обеспечение, которое создаст условия для эффективного развития производства и улучшения социально-экономических условий жизни на селе. В исследовании определены основные задачи ИКС АПК решаемые на региональном уровне, формы деятельности районных ИКС в АПК.

161-172 164
Аннотация
Кооперационные объединения являются достаточно эффективным механизмом решения проблем участников, но в определенной мере замедленный процесс их создания связан с рисками для участников. Снижение эффективности или отставание показателей от запланированных связаны с недостаточно разработанным механизмом создания и развития кооперационного объединение. Надежность и их производительность во многом зависят от максимально точно рассчитанных направлений развития и взаимодействия участников. Цель: дать сравнительную характеристику существующим механизмам кооперации в России и за рубежом и механизму кооперации «Дорожной карты» кооперации, демонстрируя возможность альтернативного подхода. В настоящей работе с помощью экономико-математических моделей представле- ны примерные результаты расчета «Управленческой части» «Дорожной карты» кооперации, позволяющие предварительно проанализировать перспективность кооперационного объединения. Результаты анализа кооперационного объединения с помощью «Дорожной карты» кооперации представляют интерес, как для участников, так и для внешних наблюдателей. Например, таких как будущие инвесторы, поскольку демонстрирует: стабильность кооперации, путем выявления «подушки безопасности»; возможность покрытия дополнительных затрат за счет «маржи» от роста сопряженной производительности кооперации и возможность создания «резервной кооперации»; показывает источники дополнительной прибыли; демонстрирует долгосрочность функционирования кооперации; привлечение инвесторов и других участников; определяет недостающих и дублирующих друг друга участников; обеспечивает приоритеты для получения государственной поддержки; определяет максимальный потенциал кооперации.
173-182 256
Аннотация
В статье рассматривается взаимное влияние экономических и демографических факторов развития крупных городов Сибирского федерального округа Российской Федерации. Целью исследования является оценка факторов взаимовлияния демографического потенциала и экономического развития на региональном уровне. В качестве инструментария исследования использованы системный анализ, методы статистического, структурного, динамического, корреляционного и регрессионного анализа, а также методы классификации и ранжирования. В ходе исследования было выявлено, что несмотря на сохранение общего количества городов СФО практически на неизменном уровне, произошло изменение структуры, а их социально-экономическое развитие отличается неравномерностью. На базе предложенного комплекса показателей оценки развития городов Российской Федерации, учитывающего экономический потенциал и социально-демографические тенденции, была проведена оценка динамики показателей развития крупных городов СФО за период 2002–2013 гг. и последующее их ранжирование, дающее возможность определять точки роста территории. Выявлена равномерная «насыщенность» территории федерального округа городами и усиление контрастности расселения на фоне опережающего роста наиболее крупных городов. При этом доля населения, проживающего в городах с меньшей численностью, будет несколько возрастать. Сделан вывод о необходимости учета взаимосвязи данной сферы с экономическими процессами при разработке демографической политики органам государственной власти.
183-190 240
Аннотация

Переход от политики выравнивания уровней регионального развития к политике поляризованного развития обуславливает задачу формирования новой системы стратегических целей территориального развития и механизмов их достижения. Именно агломерации, выполняя роль «локомотивов» социально-экономического развития для прилегающих территорий, способны стать центрами модернизации и развития всей национальной экономики.

Статья посвящена рассмотрению роли городских агломераций в формировании региональной политики федеративного государства на примере Канады. В работе анализируются причины и последствия появления городских агломераций, административная и политическая структура образованных субъектов, рассматриваются организованные субъекты хозяйствования на базе государственно/муниципально-частного партнерства, особое внимание уделяется реализации кластерных инициатив на территории агломераций. На примере городских агломераций Торонто и Монреаль выделены особенности системы управления формированием и развитием городских агломераций в Канаде.

В ходе работы выявлены положительные и отрицательные стороны агломерирования муниципальных образований, проведен сравнительный анализ особенностей агломеративного развития в России и Канаде, предложены подходы к адаптации успешного опыта управления агломерациями Канады для России. Из представленного Канадского опыта, очевидно, что при образовании городской агломерации необходимо искать компромисс между объединением и индивидуализацией.

191-197 305
Аннотация
В результате выполненного исследования установлено, что современная экономическая политика должна опираться на научно обоснованный механизм устойчивого развития промышленности, отражающий особенности настоящего этапа ее развития, к которым в первую очередь следует отнести территориальный, отраслевой, инновационный и интеграционный аспекты. В работе рассмотрены данные особенности реализации концепции устойчивого развития российской промышленности в современных условиях. Выявлено, что на их пересечении создается новая для России модификация организации производства – территориальные инновационные кластеры (ТИК). ТИК позволяют успешно решать задачи развития наиболее приоритетных для данной территории отраслей – «полюсов роста», таким образом обеспечивая реализацию территориального и отраслевого аспектов устойчивого развития промышленности России. Благодаря наличию сетевой структуры они позволяют значительно быстрее разрабатывать и реализовывать инновации. В Российской Федерации начат процесс создания и функционирования территориальных инновационных кластеров. Именно через эти «точки роста» должен быть осуществлен рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу.


ISSN 2072-1633 (Print)
ISSN 2413-662X (Online)