Стратегия развития
В настоящее время перестройка сложившейся структуры экономики осуществляется в направлении формирования экономики знаний, основанной на инновационном воспроизводстве общественного капитала, усиливающейся роли и доминировании ее финансовой составляющей. При этом, становление новой экономики в нашей стране идет параллельно с использованием традиционных факторов производства и сталкивается с проблемами, которые имеют наследственный характер и вытекают из ресурсной модели российской экономики. Статья посвящена анализу ситуации в стране, изучению динамики факторов производства под влиянием реальных инфляционных процессов, которые ведут к обесцениванию стоимости находящихся в обращении денежных средств, и с учетом инфляционных ожиданий, которые формируют макроэкономические показатели и определяют деятельность хозяйствующих субъектов на потребительском и финансовом рынках. На основе сравнительной оценки прогнозных инфляционных ожиданий, представленных различными ведомствами и независимыми экспертами и аналитиками, авторами обосновывается необходимость формирования единой методологии расчета для обеспечения сопоставимости данных, поскольку даже незначительное изменения инфляции оказывают влияние на принятие решений в области макроэкономики при выборе стратегии развития компаний. Интеграция современной России в систему глобальной экономики приводит к формированию все новых источников получения дополнительных прибылей, оторванных от реального сектора экономики и связанных с использованием административного ресурса в процессе перераспределения. Авторами выявлены взаимосвязи между стремлением компаний к капитализации стоимости и получению дохода в виде виртуальной финансовой ренты, описаны особенности перераспределения финансовых потоков и ликвидности денег, объясняющие суть происходящих процессов в российской экономике, выделены проблемы и обозначены направления для дальнейшего исследования.
Для развития инноваций в сфере химической технологии необходимы инновации оборудования в сфере химической технологии для повышения производительности оборудования, для снижения себестоимости продукции: за счет снижения энергозатрат оборудования, за счет уменьшения габаритов оборудования, что позволит снизить расход материалов на изготовление оборудования, снизить используемые производственные площади для оборудования, стоимость аренды. В результате экономического исследования теории и практики функционирования институтов развития инноваций в сфере химической технологии авторами выявлены положительные и отрицательные факторы, влияющие на результаты инноваций в химической технологии (на примере Республики Татарстан). Выявлена неэффективность функционирования одного из института развития инноваций в химической технологии – малого бизнеса. Сделан вывод о том, что необходимо повышать эффективность взаимодействия между малым бизнесом и остальными участниками инновационного процесса в сфере химической технологии. Институты развития инноваций в химической технологии необходимы для всех секторов промышленности для повышения конкурентоспособности продукции. Функционирование институтов развития инноваций в химической технологии рассмотрено на примере Республики Татарстан за 2010–2014 г. (количество институтов развития инноваций увеличилось и составляет на 2016 год: крупный бизнес – 156 ед., малый бизнес – 36 ед., научные организации – 36 ед., 34 ед. – аккредитованные (ОЭЗ, технополис, технопарки, бизнес-инкубаторы, индустриальные парки)). Проведенный корреляционный анализ (на примере статистических данных Республики Татарстан за 2010–2014 гг.) позволил сделать выводы: результаты инноваций в химической технологии увеличиваются при снижении затрат на инновации в малых предприятиях. Результаты инноваций в химической технологии увеличиваются: при увеличении числа новых аккредитованных субъектов инновационной инфраструктуры; при увеличении финансировании инноваций собственными силами, из федерального бюджета, прочих источников; при увеличении числа научных организаций и их выполненных объемов работ; при увеличении числа использованных и разработанных передовых производственных технологий; при увеличении числа крупных предприятий, занимающихся инновациями и их затрат на инновации.
Управление в сфере промышленности
Статья посвящена актуальной проблеме развития региона – разработке сбалансированной системы показателей оценки первичных энергоресурсов для обеспечения устойчивого развития топливно-энергетического комплекса региона. В статье дается обоснование целесообразности формирования новых подходов для оценки первичных энергоресурсов региона, а именно, применение сбалансированной системы показателей. Приводится алгоритм разработки сбалансированной системы показателей оценки первичных энергоресурсов региона для определения устойчивости развития топливно-энергетического комплекса региона. Описывается подход к построению карты оценки первичных энергоресурсов региона, отражающей взаимозависимость и взаимовлияние различных показателей оценки первичных энергоресурсов. Предлагается определять степень устойчивости развития топливно-энергетического комплекса региона по экономическому, технологическому, энергетическому, социальному, экологическому параметрам с использованием методики, разработанной в Уральском отделении РАН. В целом, предлагаемый подход к оценке первичных энергоресурсов для обеспечения устойчивого развития топливно-энергетического комплекса региона позволяет: измерить фактическую величину экономического, технологического, энергетического, социального и экологического параметров устойчивого развития топливно-энергетического комплекса региона; провести сравнительную оценку первичных энергоресурсов различных субъектов РФ, входящих в регион, отдельных этапов производства первичных энергоресурсов, структурных подразделений, осуществляющих управление топливно-энергетическим комплексом, а также отдельных хозяйствующих субъектов, и определить их вклад в достижении целей устойчивого развития топливно-энергетического комплекса региона; выявить параметры и показатели их определяющие, негативно влияющие на устойчивость развития подотраслей и топливно-энергетического комплекса региона в целом; более обоснованно подходить к разработке стратегий, планов и программ обеспечения устойчивого развития топливно-энергетического комплекса региона.
В статье рассматриваются современные особенности основных тенденций государственной инвестиционной деятельности в промышленности в условиях сокращения инвестиционных ресурсов и специфика инвестиционных процессов, которые осуществляются на промышленных предприятиях в рамках антикризисного управления, а также функции государства по управлению инвестиционной деятельностью; перечисляются меры, предпринимаемые для совершенствования государственного управления инвестиционной деятельностью промышленных объектов и общего оздоровления инвестиционного климата. Называются основные проблемы, с которыми при привлечении инвестиционных ресурсов сталкивается руководство региональных администраций и инвесторы. Также предлагается совершенствование государственной инвестиционной политики в промышленности на федеральном и региональном уровне при критическом переосмыслении прежней инвестиционной деятельности государства. Приводится определение кризиса промышленного предприятия как потери жизнеспособности, определяются его этапы и меры, предпринимаемые руководством для выхода из кризиса. Называются основные организационные приоритеты инвестиционной политики промышленных предприятий. Обосновываются финансовые и управленческие аспекты инвестиционной политики, предпринимаемые для повышения конкурентоспособности и устойчивого развития в долгосрочном периоде промышленного предприятия, как субъекта хозяйствования. Предлагаются специфические методики оптимизации инвестиционной политики промышленного предприятия.
В статье отражен взгляд автора на управление акционерной собственностью в компаниях с государственным участием. Дается определение понятиям акционерная собственность, компания с государственным участием, корпоративное управление и механизм управления акционерной собственностью в компаниях с государственным участием. Исследуется модель и механизм управления акционерной собственностью в компаниях с государственным управлением. Автор полагает, что с учетом нестабильной внешней ситуации как теоретикам, так и практикам-экономистам необходимо уделить больше внимания управлению акционерной собственностью в компаниях с государственным участием как сохраняющим большой задел для совершенствования. С учетом большого количества и удельного веса в различных отраслях, эти компании способны быть одним из локомотивов экономического прогресса. Анализ акционерной формы собственности компаний позволяет автору сделать вывод, что она является отдельной формой собственности, которой свойственен ряд отличительных особенностей: отделение фактического владения со стороны собственника от управления (при разграничении операционного управления от управления стратегического), специфический способ формирования и привлечения капитала. Модель управления акционерной собственностью в компаниях с государственным участием: автор предлагает формировать взаимосвязь внутренних (структура собственности, система мотивации, система принятия решений, структура капитала, внутренний аудит) и внешних механизмов (правовое регулирование, внешний аудит, механизм несостоятельности (банкротства), рынок корпоративного контроля). Предложения по развитию механизма управления акционерной собственностью в компаниях с государственным участием формируются с учетом рекомендаций клуба Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по управлению на государственных предприятиях.
Экономика предприятий
Производство минеральных удобрений в России в 90-е годы прошлого века сократилось в 2 раза в связи с обрушением внутреннего рынка. В настоящее время объем производства минеральных удобрений достиг уровня 25-летней давности. В ближайшие годы в мире и в России ожидается опережающий рост ввода новых мощностей по выпуску удобрений по сравнению с ростом спроса на них, что приведет к серьезному усилению конкуренции на международных рынках. В этих условиях более явно обозначатся слабые места отечественных производителей. Для успешной работы производителям необходимо осуществить перевод производства на качественно новый уровень, который обеспечит в перспективе конкурентные преимущества предприятий отрасли. Предприятия по производству минеральных удобрений, несмотря на значительные ресурсы, испытывают влияние негативных тенденций. В производстве фосфатных удобрений лимитирующим фактором является сырьевое обеспечение. Возникли сложные взаимоотношения между поставщиком и потребителями апатитового концентрата. Это обстоятельство отразилось на функционировании предприятий по производству фосфатных удобрений в России. Их производство составляет менее 75 % от уровня 1990 года. В статье анализируются причины, сдерживающие наращивание производства, рациональное использование инвестиций в развитие отрасли и возможности увеличения экспорта продукции. К основным таким причинам относятся: частное владение добывающими сырье предприятиями, работающими как монополисты. Интересы владельцев таких предприятий расходятся с интересами производителей минеральных удобрений, что не позволяет наращивать объемы производства удобрений. Отсутствие долгосрочных взаимоувязанных государственных программ развития основных отраслей народного хозяйства, что не позволяет планировать работы по модернизации предприятий, работающих на внутренний рынок. Нерациональное использование инвестиционных ресурсов компаниями сдерживает модернизацию устаревших производственных мощностей.
В статье рассмотрены различные подходы к организации закупок продукции для производственных нужд, проанализированы их преимущества и недостатки. Показано, что несмотря на расширившуюся в западных странах практику закупки товаров у единственного источника, для современных промышленных предприятий в России в настоящее время более предпочтительными являются подходы, предусматривающие альтернативный выбор поставщиков, соревновательность различных предложений участников закупочных процедур. При анализе проблемы на микроуровне отмечена особая важность этапа подготовки к проведению закупки, на котором необходимо оценить обоснованность транcакционных издержек участников, их адекватность при сопоставлении с параметрами планируемой сделки и текущей рыночной ситуацией. Поскольку современные взаимоотношения сторон не должны соответствовать игре «с нулевой суммой», то для обеспечения результативности проводимых процедур покупателю следует стремиться к нахождению точки равновесия с привлекаемыми им участниками. На взгляд автора, популярные сегодня регламентированные торги эффективны преимущественно на коротких дистанциях. Расширение круга участников процедур способно лишь на некоторое время повысить их результативность, однако при этом организатор сталкивается с новыми для себя рисками и проблемами. Поэтому в перспективе более рациональным вариантом для промышленной компании представляется структурирование отношений с поставщиками с переходом на использование модели рыночных закупок материалов производственного назначения, в большей степени подходящей для развития партнерских отношений. При этом промышленному потребителю необходимо осуществлять сбалансированное управление массивом контрагентов, формируя на их базе конкурентную среду лояльных поставщиков.
Подготовка и управление профессиональными кадрами
В современных условиях экономического спада и западных санкций остро стоит вопрос кардинальной смены парадигмы развития России, необходим переход на новые принципы стратегического планирования пространственного развития, в основе которого лежат высокое качество жизни населения и высокое качество национального человеческого капитала. Необходима комплексная и системная концепция и стратегия развития российского национального человеческого капитала и повышения его качества, которая и должна стать ядром новой парадигмы и стратегии развития России.
В статье анализируются методологические подходы к определению человеческого капитала и методы расчета данного показателя. Авторы рассматривают ключевые аспекты развития теории человеческого капитала, в т.ч. вклад ученых-классиков, участвовавших в развитии и создании данного понятия. Рассмотрены наиболее распространенные подходы на основании опыта международных и отечественных организаций, таких как ООН, WEF, OECD и Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации к определению понятия человеческого капитала. Выделены основные ступени развития, источники формирования и показана классификация видов человеческого капитала.
Отдельное внимание в статье уделяется рассмотрению индексного метода расчета человеческого капитала. В связи с динамично меняющимися условиями внешней и внутренней среды особый интерес представляют индикаторы, задействованные в методиках расчета. Подробнее проанализирован метод оценки уровня развития человеческого капитала ОНН через расчет индекса человеческого развития (его составляющие и актуальные значения). Выделены преимущества и недостатки рассматриваемых подходов к определению уровня развития человеческого капитала.Формирование и развитие человеческого капитала определяет успешность и эффективность развития любой экономики в современном мире. Глобальные изменения, прежде всего технологические и демографические, оказывают значительное влияние на рынок труда. Формирующийся новый тип экономики, получивший название «экономика 4.0», порождает спрос на новые профессии и навыки. Данное влияние неизбежно ведет к изменению стратегических подходов по обеспечению баланса между спросом и предложением на рынке труда. Практически все страны мира разрабатывают модели прогнозирования потребностей экономики в трудовых ресурсах, которые позволяют согласовать запросы и потребности государства, бизнеса, общества и системы образования, определить количественные и качественные характеристики подготовки специалистов, которые будут востребованы в условиях трансформирующейся экономики. В статье суммированы результаты анализа стратегий, используемых на национальных рынках труда зарубежных стран, и сформулированы предложения по совершенствованию федеральной и региональной политик в сфере труда и занятости в условиях четвертой промышленной революции и новой индустриализации.
В данной статье обобщен опыт взаимодействия социальных партнеров на рынке труда, поскольку развитие института социального партнерства является наиболее оптимальным механизмом регулирования рынка труда на средне- и долгосрочную перспективу. Целью статьи является рассмотрение зарубежных стратегий регулирования региональных и национальных рынков труда и формирование рекомендаций для российской практики в условиях быстро меняющихся социально-экономических реалий
Региональная экономика
Одним из составных элементов национальной политики России является промышленная политика, дифференцируемая по региональному уровню, эффективность которой – синергетический эффект от мультиплицирования региональных эффектов. Достижение эффекта обеспечивается синтезом теории и практики управления, в интересах развития которых дано обоснование инновационно-ориентированной промышленной политики, дополнены базовые принципы ее реализации (комплексности и рациональной кластеризации), обоснованы обязательные условия (требования). Научно-обоснованная модель дополнена адаптивным механизмом управления, содержащего: цели и установки, методологию, формы и методы, инструментарий. Региональная промышленная политика во многом, определяется промышленным потенциалом и его использованием, которые рассматриваются во взаимосвязи и единстве с оценкой их результативных составляющих. Промышленный потенциал рассматривается как синтез научного, экономического, технического, институционального, природно-ресурсного потенциалов, требующих дифференциации, что обеспечивается инструментарием оценки (расчета и измерения), основанного на неформализованных методических подходах. Результативная составляющая управления промышленным потенциалом в рамках реализуемой региональной промышленной политики рассматривается в единстве целевых установок стратегии социально-экономического развития региона.
В статье рассмотрена методика оценки эффективности региональной кластерной стратегии, с учетом дополненной автором финансовой составляющей. В данном процессе рассмотрены вопросы кластеров, структуры и их классификаций; для этого проведен анализ таких понятий, как: кластер, производственный кластер, региональная экономическая кластерная стратегия и её составляющие; сформулирован перечень мер и программ, стимулирующих увеличение финансовых потоков, предложена дополненная методика оценки эффективности региональной экономической кластерной стратегии на этапе кластеризации. Оценка эффективности стратегий проведена по региональным инновационным производственным кластерам, расположенным в разных крупных экономических районах России, в частности, в Республике Башкортостан, Свердловской области и на Дальнем Востоке. Несмотря на практически одинаковый период создания, доказано, что они находятся на разных этапах жизненного цикла, что значительно влияет на структуру финансовых потоков. Специализация кластеров обусловлена наличием разнородного природно-экономического потенциала регионов, обусловившего проявление уникальных отраслевых особенностей, которые также влияют на финансовое состояние кластера и на его главный элемент – ядро. В работе рассматривались только те кластеры, управленческую структуру которых можно представить по концептуальной модели устройства кластеров «Жемчужина», разработанной руководством Европейского союза. Данная модель наиболее полно отражает тенденции в области управления кластерами и организации их финансового менеджмента. Выводы, полученные в результате данного анализа, отображают закономерности развития кластера и его влияние на финансово-экономическое состояние региона. Достоверность подтверждена данными ретроспективного анализа до момента кластеризации, в момент кластеризации и через три года с момента образования кластеров.
Экономика стран СНГ
В статье рассматриваются вопросы исследования региональных аспектов и приоритетов развития промышленного производства в Республике Таджикистан. Проведен анализ современного состояния развития промышленности Республики Таджикистан и ее места в общем объеме внутреннего валового продукта страны. Определены диспропорции в развитии промышленного производства на уровне страны и в региональном аспекте: региональный уровень развития регионов обусловлен рядом факторов, среди которых – различная степень адаптации к рыночным условиям, существующих особенностей инфраструктуры (логистика, уровень трудовых ресурсов, энергообеспеченность и т. д). Кроме того, выявленная неравномерность регионального уровня промышленного производства существенным образом зависит от управленческих воздействий государства, в том числе, уменьшением объема инвестиций и отменой региональных экономических и социальных компенсаторов. При этом, на основе статистических данных выявлена сложившаяся негативная тенденция снижения доли промышленного производства в структуре ВВП, с 38,1 % в 2001 г., до 13,16 % в 2014 г. Используя инструментарий экономико-математического моделирования, проведены расчеты, которые показывают, что прогнозные темпы роста ВВП выше, чем темпы роста промышленного производства, что подчеркивает необходимость обеспечения опережающих темпов роста промышленного производства. Наблюдаемая тенденция структурной диспропорциональности в развитии промышленности регионов страны также препятствует внедрению управленческих решений по проведению политики ускоренного развития инновационного направления экономики регионов, что послужит фактором достижения необходимой стабилизации социальной обстановки в стране.
ISSN 2413-662X (Online)