Стратегия развития
Показано, что важнейшим направлением повышения экономической безопасности страны является импортозамещение, особенно в условиях введения экономических санкций.
Приведенные статистические данные показывают, что доля импорта машин и оборудования составляет в среднем от 70–80 % от их общего потребления.
Показано, что главной причиной использования импортного оборудования явилась технологическая отсталость российского машиностроения при систематическом его недофинансировании.
За период 2005–2015 годы сектор гражданского машиностроения практически не развивался.
Предложено в целях расширения масштабов импортозамещения, наряду с более активным использованием государственной поддержки (Фонд развития промышленности ФРП), привлекать инвестиции на основе государственно-частного партнерства.
Изложены принципы механизма государственно-частного партнерства, включающего различные уровни государственной поддержки.
В качестве первого уровня государственной поддержки рекомендуется создание государственного банка ключевой информации по конкретным проектам импортозамещения.
При более полном участии государственные органы могут брать на себя гарантии возврата определенной части средств, в случаях возможных рисков, предоставлять определенные льготы по созданию и использованию инфраструктуры проектов и участвовать в сбыте продукции на экспорт.
Современное состояние управленческой науки основано на широком применении системного подхода в управлении хозяйствующим субъектом, что предполагает акцентирование внимания на внутренних взаимосвязях между его элементами при формировании стратегии развития и необходимости диверсификации системы в целом при изменении параметров, характеризующих вход в нее. В этой связи, управление развитием градообразующих организаций в целях обеспечения устойчивости финансового состояния монопрофильных муниципальных образований, на территории которых они функционируют, представляет собой инструмент достижения планов социально-экономического развития страны в целом, поскольку охватывает практически все отрасли промышленного производства, затрагивая интересы свыше 10 % населения страны, проживающего в российских моногородах.
Цель исследования заключается в формировании теоретических взглядов на проблему управления развитием градообразующих организаций, основанных на достижениях современной науки о стратегическом менеджменте и специфических особенностях градообразующих организаций, функционирующих в системе муниципальной экономики.
В статье акцентировано внимание на наличии двух управляющих систем: внешней и внутренней, неразрывно связанных с программными документами Правительства Российской Федерации, направленными на преодоление кризисных явлений в стране. Кроме того, рассмотрены возможные варианты перспектив развития градообразующих организаций в зависимости от принадлежности к той или иной категории моногородов и инвестиционной привлекательности регионов, на территории которых они функционируют.
Учитывая современные тенденции в менеджменте, в статье рассмотрена возможность использования «модели создания восприятия» при разработке стратегии развития градообразующих организаций.
Авторами рекомендованы возможные варианты стратегий металлургических предприятий, учитывающие как классические модели развития, так и обусловленные специфическими особенностями хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории монопрофильных муниципальных образований.
Исторически выдающаяся роль городов в пространственной организации государства заключается в создании опорных точек пространственного развития экономики. «Умный город» представляет собой новый вид города, обеспечивающий устойчивый рост и стимулирующий высокотехнологическую экономическую деятельность, которая уменьшает нагрузку на окружающую среду и улучшает качество жизни населения. Для эффективной модернизации российской экономики требуется концентрация ресурсов и формирование опорных точек «умного» экономического роста с определенной отраслевой специализацией по всей территории страны.
Статья посвящена исследованию подходов и лучших практик применения концепции «умного города», позволяющей повысить эффективность различных частей городской инфраструктуры, которые в свою очередь становятся двигателем и ядром внедрения инновационных технологий. Представлены концептуальные и практические подходы к понимаю категории «умный город» и ее интерпретации в современном мире. В работе приведена и описана структура «умного города», ее наиболее важные и неотъемлемые элементы, их функции. В ходе исследования были проанализированы мировые примеры развития «умных городов», внедрения «умных» технологий, а также наиболее успешные проекты и умные решения в российской практике. Выявлены ключевые факторы успеха, существующие требования и возможные перспективы развития рассматриваемой концепции. Сделан вывод о целесообразности введения данных технологий в Москве и Санкт-Петербурге. Рассмотрен предварительный рейтинг «умных городов» России, выделены его сильные и слабые стороны. Изучив данную проблематику в контексте международного опыта различных стран и экономических систем сделаны выводы о ключевых способах реализации концепции «умный город».
Финансовый менеджмент
Экономика предприятий
Рассматривается методологический подход к оценке влияния технологических инноваций на максимизацию стоимости предприятия при обосновании вариантов его инновационно-технологического развития. Выявлены недостатки показателя прибыли для использования ее в качестве критерия принятия долговременных управленческих решений. Показано разнообразие оценок стоимости предприятия и представлены используемые на практике подходы к оценке его стоимости, выявлены их достоинства и недостатки. Рассмотрены основные задачи управления стоимостью предприятия. Выявлены основные индикаторы оценки стоимости и предпочтительный для российских предприятий метод оценки фундаментальной стоимости. Показано, что для определения фундаментальной стоимости предприятия необходимо использование методологии финансового прогнозирования. Выявлены недостатки существующих финансовых моделей для максимизации стоимости предприятия, основанные на использовании электронных таблиц Excel. При этом для расчета перспективных чистых денежных потоков предлагается использовать разработанную имитационную модель развития предприятия аналитического типа. Определено, что подобную модель можно использовать и для выбора наилучшего варианта инновационно-технологического развития промышленных предприятий. Предложен порядок расчета уровня влияния технологических инноваций на увеличение стоимости предприятия в процессе проведения ретроспективного структурного инновационного анализа деятельности промышленных предприятий.
Предмет. В статье теоретически обосновывается и предлагается оригинальный подход к решению проблемы разделения прибыли от добывающей деятельности на ренту и предпринимательский доход, решение которой даст возможность разработать адекватный рентным отношениям механизм, обеспечивающий создание благоприятного инвестиционного климата в добывающей отрасли, и, как следствие, мотивацию и стимулы инвестирования.
Цель и задачи. В данной статье преследуется цель теоретически обосновать и сформулировать исходные положения для разработки конкретного метода выделения ренты, в частности торфяной ренты, из прибыли добывающего предприятия, а также выявить те факторы, которые обусловливают размер создаваемой рентной субстанции в процессе осуществления добывающей деятельности.
Методология. В качестве методологической основы в достижении сформулированной цели и решения поставленных задач авторы используют исторический и логический методы исследования, системного анализа и положения экономической теории о сущности и формах проявления рентных отношений в добывающих отраслях.
Ситуация с исследованиями по данной теме. Проблема определения ренты, конкретнее, выделения ренты и изъятия ее из прибыли добывающего предприятия становится в последнее время предметом острых дискуссий. Это объясняется, кроме всего прочего и тем, что расчет, распределение и перераспределение горной ренты – это важнейшие этапы формирования организационно-экономического механизма использования объективных рентных отношений, возникающих в процессе разработки месторождений полезных ископаемых. Последние, как известно, существенно могут отличаться по качественным характеристикам и, как следствие, по условиям их разработки. Вместе с тем, проблема определения добавочного продукта (рентного дохода) и его изъятия в форме ренты до сих пор является предметом острых дискуссий и пока не находит должного разрешения, что весьма затрудняет разработку экономических механизмов обеспечения консенсуса интересов предпринимателей, разработчиков месторождений полезных ископаемых и государства, как собственника месторождений полезных ископаемых. В итоге до сегодняшнего дня не удается достичь прогресса в принятии Федерального Закона «О торфе». Особенно это касается формирования адекватной экономической политики, механизмов регулирования рентных отношений и их организационного и правового обеспечения, обусловливающих инвестиционную привлекательность торфодобывающего вида деятельности.
Результаты. В статье сформулированы научно обоснованные предложения, направленные на разработку методики разделения произведенного прибавочного продукта, выручаемого в форме прибыли в процессе отчуждения, на ту ее часть, которая обусловлена качеством месторождений и является субстанцией природной ренты, и другую часть, которая является субстанцией предпринимательского дохода и зависит от качества хозяйствования предпринимателя – недропользователя.
Выводы. Результаты исследования важны, прежде всего, в научном плане, поскольку позволяют продвинуться в разработке концептуальных вопросов использования ренты и рентных отношений в формировании инвестиционно-привлекательного климата в недропользовании, и, в частности, в торфяной отрасли. В практическом отношении, они являются теоретической платформой для создания действенного механизма регулирования рентных отношений и налогового администрирования, как важнейших факторов, обусловливающих мотивацию к инвестированию в торфяную промышленность.
Региональная экономика
Подготовка и управление профессиональными кадрами
Рассматривается содержание федеральных государственных образовательных стандартов четвертого поколения, утверждение которых началось в 2017 году. Образовательные программы, разрабатываемые на основе новых стандартов, уже будут учитывать положения соответствующих профессиональных стандартов. На основе профессиональных стандартов будут формироваться профессиональные компетенции выпускников. Рассмотрены примеры профессиональных стандартов по рабочей профессии и специалиста (мастера участка).
Показана взаимосвязь образования и экономики. Для дальнейшего развития страны нужно техническое перевооружение, которое невозможно без подготовки и переподготовки квалифицированных кадров. Сформулированы предложения по улучшению содержания образовательных стандартов и использованию в учебном процессе профессиональных стандартов.
Приведены статистические данные, характеризующие состояние и результаты деятельности металлургической отрасли. Показана необходимость «насыщения» металлургических предприятий кадрами, способными обеспечить ее дальнейшее развитие.
Предложены мероприятия по совершенствованию подготовки выпускников вузов.
Экономика стран СНГ
Статья посвящена экономическому развитию Узбекистана. В ней отражены достижения страны в сфере экономических реформ на основе анализа основных показателей экономической политики и развития Узбекистана в период его независимости.
Статья содержит детальный анализ изменений и тенденций в экономике Узбекистана, темпы роста ВВП страны, рассматривает основные макроэкономические показатели, анализирует реализацию реформ, отражает приоритетные направления развития экономики в целом. Публикация характеризует основные направления Программы реформирования, структурных преобразований и диверсификации экономики на 2015–2019 годы, модернизации, техническое и технологическое перевооружение промышленного производства. На примере конкретных цифр описывается результаты экономических реформ по локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов.
В статье изложены успехи, достигнутые одним из ведущих и перспективных предприятий горно-металлургической отрасли Узбекистана – Навоийского горно-металлургического комбината – в сфере локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов, приводятся статистические данные и перспективные направления развития производственной деятельности на среднесрочную перспективу. Особое внимание уделено вопросам организации деятельности и развитию малого бизнеса и частного предпринимательства в стране и их роли в формировании структуры ВВП.
Мировая экономика
ISSN 2413-662X (Online)