Preview

Экономика в промышленности

Расширенный поиск
Том 11, № 3 (2018)
Скачать выпуск PDF

Обращение главного редактора к читателям журнала

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СТРАТЕГИРОВАНИЯ

215-225 175
Аннотация

Выставочная отрасль, несмотря на ее относительную новизну, активно развивается и взаимодействует со всеми отраслями мировой и национальных экономик. Международные выставки предлагают товаропроизводителям и экспортерам способы освоения новых рынков, демонстрации образцов товаров, услуг и технологий. Для государства поддержка участников выставок как внутри страны, так и на зарубежных мероприятиях превращается в одну из организационных форм реализации своих приоритетных экономических интересов. В силу объективных трендов и для реализации национальных интересов становится необходимым выработать стратегию развития выставочно-ярмарочной отрасли, определить ее приоритеты, имеющие конкурентные преимущества, и создать комплексные программно-проектные механизмы ее реализации. Актуальным направлением развития новой отрасли становятся различные формы и методы ее поддержки как на федеральном, так и на региональных уровнях. На повестке дня стоит также вопрос регулирования и стандартизации выставочной индустрии, подготовки профессиональных кадров для нее. На смену фрагментарности и дискретности процессов создания стандартов выставочно-ярмарочной деятельности должно прийти комплексное управление ими. На общегосударственном уровне необходимо также реализовывать системный единый подход к финансовой мотивации и компенсации затрат на участие в выставках, а также к использованию иных мер поддержки как организаторов международных выставок, так и выставочных комплексов. Указанные направления развития новой выставочно-ярмарочной отрасли рассматриваются в данной статье.

УПРАВЛЕНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

226-234 196
Аннотация

Приведены различные подходы к анализу текущей ситуации и обоснованию перспектив дальнейшего развития российской промышленности, представленные в рамках проведения круглого стола 21 июня2018 г. в Государственной Думе ФС РФ на тему: «Законодательное обеспечение промышленной политики Российской Федерации: технологии, инновации, инвестиции». Выделены вопросы, связанные с глобализацией, неравенством промышленного развития стран мира и российских регионов, зависимостью экономического роста от состояния экономики знаний, взаимосвязью промышленной и денежно-кредитной политики, изменениями в системе государственного регулирования российской промышленности, деловых настроениях бизнес-сообщества, результатами технологического обновления промышленных предприятий, особенностями финансирования инвестиционных проектов в России и в промышленно развитых странах, перспективами внедрения в России цифровых технологий управления промышленным производством. Среди предложений существенного улучшения ситуации: обеспечение для участников экономических отношений равных конкурентных возможностей; доработка Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации»; вовлечение в экономику свободных денежных средств; обновление на основе урегулирования проблем с финансированием предприятий основных фондов, избирательное развитие импортозамещения, распространение положительного опыта успешных промышленных компаний. Обсуждается необходимость вовлечения в обсуждение и других важных вопросов, касающихся всестороннего анализа причин серьезного отставания российских предприятий от предприятий промышленно развитых стран, порождающих негативные последствия; производительности труда на промышленных предприятиях разных стран мира и факторов ее роста; влияния сложившейся бюрократии, барьерности, коррупции на ситуацию в различных отраслях промышленности, применения концепции бережливого производства, энергоэффективности и ресурсосбережения и др.

235-241 100
Аннотация

Рассмотрена эволюция термина «устойчивое развитие» в контексте Организации Объединенных Наций (ООН), выявлены неточности и противоречия. Исследовано отражение концепции устойчивого развития ООН в национальном законодательстве России, выявлены высокая вариативность используемых сочетаний терминов «устойчивость», «развитие», а также отсутствие определений, ограничивающее понимание и возможность применения рассмотренных норм. Предложено рассматривать людей как экономическую категорию отдельно от факторов производства, поскольку такие категории, как труд; управленческие, научные, предпринимательские, интуитивно-творческие способности; гудвилл, являются уникальными характеристиками личности, обусловленными социокультурными, медико-биологическими и экологическими факторами. На основе рассмотрения взаимосвязей в системе «биосфера – общество – государство – экономика – промышленный комплекс» предложены авторские определения терминов «устойчивое развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК)» в широком и в узком смысле, «механизм устойчивого развития ОПК». Термин «устойчивое развитие» применительно к функционированию (ОПК) понимается нами как способность системы (ОПК) неопределенно длительно достигать своих целей, развивать целостность и совершенствоваться, при этом противостоять препятствующему этому внешнему воздействию. Разработан механизм устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса, включающий алгоритм устойчивого развития и уровни обеспечения устойчивости. Выявлено отсутствие применимых к оборонно-промышленному комплексу методик, способов, критериев, меры и норматива устойчивости развития. Предложено для устойчивого развития ОПК применять предсказывающе-исправляющий метод управления как обеспечивающий наиболее высокое качество. Обозначена необходимость перехода к новой общественной парадигме понимания роли экономики в рассмотренной системе взаимосвязей.

242-248 137
Аннотация

Государственные закупки являются категорией современной экономической системы и оказывают большое влияние на формирование инновационного потенциала, необходимого для интенсивного развития государства и его регионов. Формирование и развитие современной системы государственных закупок позволяет создать мощный управленческий рычаг, необходимый государству для выполнения регулирующих функций, направленных на оптимизацию бюджетных расходов, минимизацию неконтролируемых затрат, а также для оказания влияния на ценовую динамику по социально и экономически важным группам товаров, работ и услуг. Государственные закупки можно представить как сложную инновационную систему, включающую различные элементы, такие как: планирование, формирование и проведение закупки, заключение контракта, контроль исполнения обязательств между заказчиком и поставщиком, а также объединяющую совокупность отношений между органами власти, юридическими и частными лицами и направленную на удовлетворение государственных нужд. Процесс государственных закупок является комплексным и сложноорганизованным, поэтому он постоянно претерпевает какие-либо изменения и дополнения. Согласно действующему российскому законодательству, закупки товаров, работ или услуг подразделяются по субъектному признаку на две группы: 1) закупки, осуществляемые государственными заказчиками для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контролируемые Федеральным законом от 5 апреля2013 г. № 44-ФЗ, и 2) закупки, осуществляемые отдельными видами юридических лиц, или корпоративные закупки, контролируемые Федеральным законом от 18 июля2011 г. № 223-ФЗ. Государственные и муниципальные закупки являются инструментом эффективного воздействия на развитие экономики, поскольку выполняют ряд важнейших функций: регулятивную, воспроизводственную, стимулирующую, социальную, инновационную. Таким образом, изучение современной системы государственных закупок на сегодняшний день является значимым и актуальным вопросом в области экономических исследований.

Экономика предприятий

249-255 125
Аннотация

Ключевым фактором, влияющим на радикальные структурные сдвиги в экономике, являются инновации. В связи с этим встает вопрос об оценке способности предприятий промышленности внедрять инновации, т. е. их инновационного потенциала, под которым понимается совокупность ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Инновационный потенциал содержит ряд составляющих, зависящий от вида хозяйственной деятельности экономического субъекта. По итогам анализа существующих методик оценки инновационного потенциала промышленных предприятий чаще всего оценка сводится исключительно к методике экспертных оценок, что носит субъективный характер и не отражает реальной ситуации. Недостаточно конкретно представлены классификация составляющих инновационного потенциала и набор показателей, оценивающих его состояние. В статье представлены комплекс показателей оценки инновационного потенциала предприятия и классификация предприятий по показателю инновационного потенциала, а также алгоритм предлагаемой методики оценки инновационного потенциала предприятия.

256-260 101
Аннотация

Одной из важнейших проблем проектирования производственных систем является обеспечение их надежности. При этом имеется в виду не только техническая надежность технологического оборудования, но и влияние внешних и внутренних случайных факторов, приводящих к сбоям производственного процесса. В большинстве работ, связанных с исследованием надежности производственных и других технических систем, применяется аксиоматика Колмогорова. Соответствующий ей аналитический аппарат позволяет решать задачи максимизации вероятности выполнения производственных заданий (например, суточного графика выплавки стали или месячного плана производства). Оценка надежности как производственных, так и информационных систем является обязательной процедурой при их проектировании и производится на основе построения специальной структурной схемы, называемой моделью системы для расчета ее надежности. Надо отметить, что аксиомы Колмогорова сформулированы для системы, состоящей из двух элементов. Соответствующее графическое пояснение справедливости аксиом основано на воображаемом эксперименте по случайному падению некоторой точки на единичный квадрат, внутри которого находятся две пересекающиеся окружности, площади которых пропорциональны вероятностям надежной работы соответствующих элементов. Но при этом нет упоминания, что центры окружностей должны находиться на определенном расстоянии друг от друга. В данной работе для известных аксиом Колмогорова, лежащих в основе классической теории вероятностей, приведен их аналитический вывод.

Финансовый менеджмент

261-272 157
Аннотация

Изучение проблем, связанных с динамизмом и изменчивостью экономической среды, требует постоянного развития предприятия, является сложным и многоплановым явлением, обозначило множество нерешенных задач. Выбор других бизнес-процессов для передачи на аутсорсинг является важной проблемой, от решения которой зависит эффективность развития промышленных предприятий. Требуют постоянного развития и совершенствования системы организации деятельности предприятия, разработка новых, прогрессивных форм и методов управления, способных минимизировать и нивелировать влияние негативных факторов на показатели их развития. Особенно это касается промышленных предприятий. Проблемы низкой конкурентоспособности промышленных предприятий, ограниченность ресурсов, необходимых для эффективного их функционирования, и низкий уровень кадрового потенциала требуют изменений в хозяйственной деятельности с помощью эффективных методов управления, высокую эффективность бизнес-процессов и повышают конкурентоспособность субъектов хозяйствования, которые должны стать основой формирования новой модели хозяйственной деятельности промышленных предприятий на базе построенной модели выбора оптимального аутсорсинга, которая позволяет повысить эффективность производственного процесса промышленного предприятия.

ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

273-279 107
Аннотация

В настоящий момент в России, вступающей в очередной этап экономического развития, которое во многом по-прежнему основывается на использовании природных ресурсов, должна разрабатываться новая экологическая политика, неотъемлемой частью которой является охрана природы, природных экосистем и их основы – биоразнообразия. На основе Конвенция о биологическом разнообразии в рамках Национальной Стратегии сохранения биоразнообразия в России предложен ряд мер, с помощью которых следует проводить весь процесс сохранения природных экосистем в стране. К сожалению, до настоящего времени предлагаемые меры практически не применяются на практике, и в первую очередь это касается экономических рычагов сохранения биоразнообразия. Так, экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира среди прочего должно включать: учет и экономическую оценку объектов животного мира; экономически обоснованную систему платежей за пользование животным миром; бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству природных экосистем; экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение законодательства Российской Федерации. Одновременно с этим экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира включает установление налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания. На основе этого можно сказать, что основой данных мероприятий является совершенствование процесса природопользования в промышленных регионах на базе разработки экономического механизма регулирования и эколого-экономической оценки мероприятий по сохранению биологического разнообразия как основы существования природных экосистем.

280-286 88
Аннотация

Рассмотрена проблема оценки эффективности инвестиционных проектов разработки минерально-сырьевой базы в условиях снижения качества сырья и перехода к отработке месторождений с невысоким содержанием полезных компонентов. Проблема обеспеченности сырьем актуальна для черной металлургии Республики Узбекистан. Решением может стать разработка месторождения титаномагнетитовых руд «Тебинбулак» с низким содержанием железа. Обоснование эффективности такого проекта требует использования современного инструментария. Обоснована возможность применения метода реальных опционов для оценки экономической эффективности инвестиционных проектов освоения минерально-сырьевой базы. В работе рассмотрено понятие реального опциона применительно к сфере инвестиционных проектов освоения минерально-сырьевой базы, разработана классификация возможных опционов в этой сфере. Для оценки стоимости реального опциона проекта освоения минерально-сырьевой базы предложено использование модели Блэка–Шоулза, приведена трактовка элементов модели применительно к рассматриваемой сфере. На примере проекта разработки месторождения титаномагнетитовых руд «Тебинбулак» произведена оценка стратегической ценности проекта с встраиванием опциона ожидания.

УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ

287-295 80
Аннотация

В течение последних лет наблюдается заметное повышение интереса к построению моделей бизнеса на основе принципов устойчивого развития, целью которых является гармоничное совместное развитие человеческих ресурсов, организационной культуры и технических производственных систем. В данной статье проанализировано влияние практик управления человеческими ресурсами, культуры энергосбережения и знаний сотрудников в области энергоэффективности на способность российских промышленных предприятий достигать целей в области энергетического менеджмента. Используемые методы включают факторный анализ и моделирование структурных уравнений (МСУ), авторы разработали анкету для измерения влияния внутренних интеллектуальных факторов: человеческих ресурсов, культуры, знаний на энергетическую результативность промышленных производств. Впервые в научной литературе на основе метода МСУ оценен вклад практик управления человеческими ресурсами в энергетическую результативность. Эмпирической базой исследования стали материалы опроса менеджеров и технических специалистов 14 российских промышленных компаний в период с 2016 по весну2017 г. Результаты проведенного анализа говорят о том, что обучение сотрудников, развитие энергоэффективных компетенций и внутренний обмен знаниями по проблемам энергосбережения оказывают значимое влияние на достижение предприятиями целей энергетической политики.

296-304 203
Аннотация

Начало XXI в. ознаменовано наступлением эпохи цифровой экономики. Для достижения ожидаемых от цифровой революции результатов в экономическом и социальном плане необходимо разработать механизм управления цифровой трансформацией экономики, в реализации которого должны принимать активное участие представители всех заинтересованных сторон: государства, бизнеса, системы образования, гражданского общества. Существует достаточно много прогнозов негативных последствий четвертой промышленной революции, а именно ее новейших технологических достижений – роботизации, цифровизации, искусственного интеллекта и пр. – для состояния занятости на рынке труда в масштабах отдельно взятой страны и всего глобального пространства. Конструктивный диалог участников цифровых преобразований должен строиться на основе анализа влияния технологического прогресса на занятость в нескольких аспектах: краткосрочном – временном приросте безработицы вследствие расхождения между структурой спроса и структурой предложения труда; долгосрочном – о поступательном сокращении спроса на труд по причине его технологизации. Особое внимание в статье фокусируется на необходимости качественной подготовки квалифицированных кадров, востребованных рынком труда и реальным сектором экономики, актуальность компетенций которых будет сохранена в отдаленной перспективе. Автор подчеркивает, что одновременно с тем, что технологический прогресс ведет к ликвидации «старых» профессий, он также диктует необходимость появления принципиально новых профессий и создания новых рабочих мест, эффект от которых может быть существенно выше. Проведенное исследование позволило выявить перспективы и возможности технологической трансформации в тех или иных сферах экономики, одновременно с этим подчеркивается необходимость проведения анализа ее экономической целесообразности применительно к возможностям каждой конкретной компании. Анализ цифровой трансформации промышленности позволил выявить новые прогрессивные бизнес-модели, осевым стержнем которых выступают цифровые технологии.

Экономика стран СНГ

305-313 91
Аннотация

Рассматривается применение такого инструмента управленческого учета, как раздельный учет, в целях повышения эффективности деятельности ТОО «НИИ технологий добычи и бурения «КазМунайГаз» (ТОО НИИ ТДБ КМГ). Показано, что для осуществления раздельного учета предприятия комплексная информационная база должна содержать следующие составляющие: бухгалтерская отчетность, налоговая отчетность, финансовая отчетность, статистическая отчетность, маркетинговые отчеты и исследования, внешние источники специальной информации. В ходе анализа было выявлено, что основными проблемами при планировании деятельности ТОО НИИ ТДБ КМГ являются: позднее утверждение производственной программы (производственная программа утверждается не до начала отчетного периода, а в течение отчетного года, иногда ко второму полугодию), необходимость внесения постоянных корректировок; позднее подписание заказ-нарядов к договорам (по окончании работ), отсутствие ясности в ценообразовании проектов; нет четкого распределения работ между структурными подразделениями, работниками. В связи с этим, во-первых, принято решение о достаточной укомплектованности департаментов и сокращении существующих вакансий; во-вторых, созданы отдельные службы по химизации и охране окружающей среды, при этом из штата производственных департаментов выведены эти специалисты, что позволит существенно повысить производительность труда экологов и химиков, в-третьих, специалисты по экономическому анализу выведены из структуры производственных департаментов и департамента финансов и бухгалтерского учета и переведены в новый департамент – департамент бюджетирования и экономического анализа. Эти управленческие решения могли бы увеличить итоговую прибыль более чем на 100 млн тенге, а себестоимость 1 человеко-часа могла быть снижена с 16,590 до 16,122 тыс. тенге/ч.



ISSN 2072-1633 (Print)
ISSN 2413-662X (Online)