Preview

Экономика промышленности / Russian Journal of Industrial Economics

Расширенный поиск
Том 15, № 2 (2022)
Скачать выпуск PDF

Теория и практика стратегирования

131-142 693
Аннотация

Практика использования количественных моделей социально-экономического развития в задачах регионального стратегирования является общепринятым трендом. Однако значимость и сфера практического применения, функциональные возможности и, как следствие, эффективность использования подобных моделей в контексте задач стратегирования по-прежнему является вопросом дальнейших исследований. В статье рассматривается методология и инструментарий стратегирования, объединяющий процедуры анализа, прогнозирования и управления, в совокупности ориентированные на сбалансированную оценку и поиск приоритетных направлений развития в условиях нарастающих ресурсных ограничений и внешних угроз. Авторами разработана универсальная экономико-математическая модель функционирования социально-экономической системы региона, воспроизводящая динамику ключевых процессов. В качестве приложения предлагается инструментарий, в автоматизированном режиме формирующий и отрабатывающий прогнозные варианты опережающего развития. Использованная для моделирования алгоритмическая техника позволяет эффективно сократить размерность пространства переменных задачи поиска и анализа зависимостей индикаторов от факторов, исключив необходимость непосредственного учета трудно выделяемых взаимных зависимостей показателей исходной статистики и фактически сводя задачу к построению парных линейных регрессий индексов индикаторов от индексов факторов. Также решена задача оценки достижимости заявленных целевых ориентиров при подготовке долгосрочных целевых программ. Использование в качестве инструмента стратегирования регионального развития разработанного приложения позволит существенно облегчить поиск и обоснование значимых сфер экономической деятельности в условиях глобальной неопределенности и ограниченности ресурсов.

Финансовый менеджмент

143-152 515
Аннотация

Статья посвящена вопросу стимулирования финансирования федерального бюджета России. В статье рассмотрен один из возможных инструментов для поддержания дополнительного финансирования государственного бюджета. Таким инструментом может стать модернизация отчетности и введение дополнительных прогрессивных надбавок к существующим налогам. Рассматриваются этапы реализации, структура, текущее состояние и достигнутые результаты деофшоризации. Актуальность данного исследования обусловлена существенным оттоком денежных средств за пределы страны. Для борьбы с офшорами Россия присоединилась к международным соглашениям в сфере сотрудничества по налоговым вопросам борьбы с уходом от налогов, а также с 2018 г. вступила в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для взаимного обмена сведениями об иностранных счетах, имуществе и активах и внедрила стандарт автоматического обмена финансовой информацией CRS (Common Reporting Standard). Проведенный авторами анализ доказывает гипотезу о приоритетных направлениях частных компаний в пользу выплаты крупных дивидендных платежей, нежели в инвестиции для развития своего бизнеса и отрасли в целом. Крупные частные компании, являющиеся стержнем экономики, заинтересованы в сохранении офшорных зон с льготными условиями налогообложения. Основные угрозы, с которыми столкнулось государство, были связаны с утратой контроля над активами в стратегических направлениях экономики, таких как топливно-энергетический комплекс, металлургия, машиностроение, военно-промышленный комплекс, и, следовательно, с потерей управления экономикой. В сложившейся ситуации перед правительством стоит сложная задача проконтролировать использование офшорных зон и предоставить альтернативные и перспективные варианты для частного бизнеса. Начавшийся процесс деофшоризации, выхода российского бизнеса из зон офшора, должен стать отправной точкой для развития различных финансовых инструментов и механизмов по стимулированию инвестирования государственного бюджета.

153-166 686
Аннотация

В данной статье представлена авторская позиция в отношении текущего состояния (по итогам 2021 финансового года) и перспектив развития краудфандинга и современных финансовых технологий (FinTech) в практике США и Европы, а также в Российской Федерации. Авторами рассмотрены основы краудфандинга как финансовых инноваций в сфере кредитования и инвестирования с выделением семи основных видов краудфандинга, а также изложены результаты проведенного комплексного анализа механизмов функционирования FinTech в указанной сфере. Представлены результаты работы пяти крупнейших американских краудфандинговых площадок (AngelList, Kickstarter, Fundable, EquityNet и WeFunder), а также наиболее успешных европейских инвестиционных платформ (Ulule, Startnext и CrowdFunder). Авторами рассмотрены особенности применения FinTech в практике кредитования и инвестирования в Российской Федерации. Был выполнен исторический и территориальный анализ на основании данных о регистрации всех инвестиционных платформ в официальном «Реестре операторов инвестиционных платформ Центрального банка РФ». На основе фактических финансовых данных по итогам работы за 2021 г. 59 компаний, зарегистрированных в указанном реестре в качестве инвестиционных платформ, авторами был проведен финансовый анализ их деятельности. Установлено, что только половина исследуемых компаний смогла привлечь инвестиции на финансирование хотя бы одного инвестиционного проекта и только 16 компаний в Российской Федерации относительно других краудфандинговых площадок могут быть в большей степени привлекательными для частных инвесторов, поскольку на конец 2021 г. не имели неисполненных инвестиционных обязательств. Показано, что развитие российского законодательства о краудфандинге происходит планомерно, поскольку идеи коллективного финансирования различных проектов малого и среднего бизнеса достаточно активно поддерживаются на государственном уровне.

Экономика природопользования

167-176 526
Аннотация

На пути развития водородной энергетики в Российской Федерации возник ряд серьезных проблем и вопросов в связи с инновационностью данной отрасли экономики. Эти проблемы включают в себя отсутствие опыта производства, хранения и транспортировки «зеленого» водорода. В результате внедрения «Концепции развития водородной энергетики» Российская Федерация должна стать крупнейшим экспортером водорода к 2050 г. Данная концепция оценивает объемы будущего производства водорода к 2024 г. – 200 тыс. т, 2035 г. – от 2 до 12 млн т и 2050 г. – от 15 до 50 млн т. На данный момент существуют проекты создания «зеленого» водорода электролизом воды на гидроэлектростанциях, также в Российской Федерации уже существуют и используются отдельные способы хранения водорода, но полностью отсутствует транспортная инфраструктура. В связи с этим для создания транспортной инфраструктуры рассмотрены и актуализированы пути транспортировки «зеленого» водорода с использованием экономических расчетов. Для оценки рентабельности создана инфраструктура и маршруты для транспортировки «зеленого» водорода как экспортного сырья, производимого на Нижнекамской ГЭС (г. Набережные Челны, республика Татарстан, Россия) в страны Евросоюза. В качестве транспортной инфраструктуры рассмотрены водные, наземные и трубопроводные пути, а также трассы следования груза. Произведена оценка показателей, характеризующих экономическую эффективность транспортировки «зеленого» водорода водным, железнодорожным и автомобильным транспортом, трубопроводными путями. Рассчитаны сравнительные сроки окупаемости транспортировки водорода различными видами транспорта по их основным трассам в зависимости от рыночной стоимости водорода.

177-188 592
Аннотация

В статье рассматривается ситуация на мировом рынке производства и потребления сжиженного природного газа. Проанализированы основные мировые тенденции, а также причины существенного роста потребления сжиженного природного газа в большинстве стран. Рассмотрена структура мирового импорта сжиженного природного газа и возможности увеличения объема поставок российскими энергетическими компаниями. Российские компании преимущественно осуществляли поставки сжиженного природного газа в европейские страны. В результате анализа выявлен высокий экспортный потенциал в отношении азиатского рынка. Реализация данного потенциала является важнейшей стратегической задачей для отечественных энергетических компаний. В статье также рассмотрена история и текущий процесс развития производства сжиженного природного газа на территории России. Раскрыты различные аспекты текущей реализации проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2» на территории Арктической зоны РФ. В частности, описан процесс развития транспортно-логистической системы в рамках реализации данных проектов. Кроме того, в статье проанализирован вопрос обеспечения технологической независимости реализации СПГ-проектов. Российским энергетическим компаниям следует увеличивать технологическую независимость и локализацию производства посредством последовательной реализации стратегии импортозамещения. Одним из решений в области обеспечения технологической независимости является инновационная технология сжижения природного газа «Арктический каскад». В статье подробно рассмотрены технический и экономический аспекты применения данной технологии. Использование данной технологии позволит обеспечить снижение себестоимости процесса производства сжиженного природного газа на 30 %. Кроме того, данная инновационная технология способна обеспечить 100%-ную локализацию производства.

189-197 420
Аннотация

В статье предложена модель социо-эколого-экономического устойчивого и допустимого развития, основанная на взаимоподчиненности подсистем. Модель разработана в рамках концепции устойчивого развития и базируется на принципах использования вещества и энергии живыми организмами и циркулярности веществ в биосфере. Обсуждается проблема оценки устойчивости развития систем и их интегральных показателей. Наиболее популярные и даже всемирно признанные методики имеют основной недостаток – некорректное использование финансовых индикаторов в оценке устойчивости. По этой причине было предложено перейти на универсальные единицы измерения количественных характеристик оценки устойчивости развития как биосферы в целом, так и социо-эколого-экономических систем или отдельно взятых социальных, экономических или экологических систем.

Региональная экономика

198-205 497
Аннотация

В условиях развития четвертой промышленной революции региональная экономика сталкивается с необходимостью адаптации к новым условиям, сопряженным с экспансией процессов Индустрии 4.0. Такая постановка вопроса вызывает потребность в исследовании и научном осмыслении изменений в региональной промышленной структуре и формировании нового технологического ядра. В связи с этим в работе рассмотрена и детально раскрыта сложносоставная категория трансформации региональной промышленной структуры в контексте ключевых теорий и базовых концепций регионального экономического развития, требований технологической революции. Детализированы аспекты современных тенденций развития теории и методологии региональной экономики, учитывающие этап технологической эволюции и промышленных трансформаций. На основе применения методов структурно-логического и контекстного анализа автору удалось актуализировать определение трансформации региональной промышленной структуры как состояния соответствия траектории изменения отраслевой промышленной структуры региона закономерно возникающим элементам нового уклада.

206-213 454
Аннотация

Статья посвящена разработке мер комплексной поддержки шахтерских монопрофильных муниципальных образований (ММО), направленных на улучшение их социально-экономического положения. Актуальность исследования заключается в том, что во многих шахтерских ММО есть социально-экономические проблемы, от решения которых зависит качество жизни проживающих там 1,26 млн чел., а также результаты работы 41 из 58 угольных шахт страны. Авторы с помощью декомпозиции градообразующих предприятий шахтерских ММО Российской Федерации в зависимости от вида экономической деятельности разработали специальные мероприятия по развитию ММО, сгруппированные по трем направлениям. В работе представлены результаты анализа социально-экономической ситуации в шахтерских ММО Российской Федерации, выполненного на основе показателей качества городской среды, численности постоянно проживающего населения, среднем уровне безработицы, среднесписочной численности работников градообразующих организаций и численности работников, предполагаемых к увольнению. Также представлены результаты анализа финансового состояния градообразующих предприятий, осуществляющих деятельность по добыче угля подземным способом. По результатам проведенного анализа даны рекомендации о возможных направлениях развития шахтерских ММО и предложены мероприятия по улучшению социально-экономической ситуации в них. Предложенные мероприятия учитывают социальный, природно-географический и финансово-экономический аспекты развития таких муниципальных образований.

214-225 674
Аннотация

Российская экономика характеризуется существенной неоднородностью экономического пространства. Происходящие структурные и институциональные изменения, разворачивающиеся на глобальном и национальном уровнях, приводят к росту дифференциации стартовых условий развития территорий, включая социально-экономическое развитие и изменение качества жизни населения. Несмотря на достаточную изученность теории и методологии региональной экономики, ее междисциплинарный характер, все еще остаются нерешенными некоторые вопросы, относящиеся к определению сущности территориально-отраслевой дифференциации, что предопределяет необходимость настоящего исследования. Основу данного исследования составляют труды зарубежных и отечественных авторов, внесших вклад в разработку теории региональной и пространственной экономики. Методику исследования формируют преимущественно общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, абстракция, сравнение, классификация. Для решения поставленных задач использован семантический анализ литературных источников. Проведенный анализ и классификация теоретических подходов для описания территориально-отраслевой дифференциации позволили выявить ключевые характеристики данной категории. Авторы предприняли попытку определить термин «территориально-отраслевая дифференциация», тем самым расширив область исследования и актуализировав научный поиск в рамках изучаемой проблематики. Введение понятия «территориально-отраслевая дифференциация» позволяет внести определенный вклад в развитие теории региональной экономики, расширить область исследования, подчеркнуть межпредметный характер исследуемой области.

Экономика предприятий

226-233 790
Аннотация

С развитием науки и техники мир переживает стремительную цифровую трансформацию, развиваются новые технологии и бизнес-модели, информационные технологии и традиционные отрасли расширяют степень интеграции и вовлеченности, а экономика и общество различных стран все дальше входят в новую эпоху информационных технологий. Общий масштаб мировой цифровой экономики продолжает расти, доля электронной экономики увеличивается, но для различных регионов развитие цифровой экономики неравномерно, что и обусловливает проблему ее применения. Уровень развития интернет-экономики тесно связан с общим уровнем экономического развития. В странах с развитой экономикой общий уровень развития цифровой экономики выше. Она вступила в стадию высокой оцифровки, и крупнейшие мировые интернет-компании и высокотехнологичные компании также сильно сконцентрированы в этих странах и регионах. В статье представлены результаты сравнительного анализа стратегий китайских компаний в области цифровой экономики. Исследование основано на теории стратегии и методологии стратегирования профессора В.Л. Квинта. Значительное внимание уделено текущему состоянию и прогнозам цифровизации китайской экономики, связи цифровых преобразований с ростом потребности населения в усовершенствовании технологий, упрощающих их жизнедеятельность. На основании данных статистики определены преимущества и недостатки существующих цифровых технологий, рассмотрены примеры их интеграции с промышленным сектором. Анализируя стратегии крупнейших цифровых кампаний, выявлена динамика использования разработанных ими приложений для граждан. Таким образом, в статье подчеркнута значимость и стремительность распространения цифровых технологий, а также необходимость государств в усилении заинтересованных в их развитии и создания необходимых условий для этого.

Управление трудовыми ресурсами

234-242 768
Аннотация

В статье проводится стратегический анализ рынка труда Амурской области на основе данных интернет-платформ HeadHunter и SuperJob, который может являться важным при стратегировании занятости населения региона. Конечной целью реализации любой стратегии (глобальной, национальной, региональной, отраслевой, корпоративной и личностной) по теории стратегии и методологии стратегирования В.Л. Квинта является повышение качества и уровня жизни человека. Выявление интересов в развитии занятости населения региона является важнейшим этапом стратегирования, так как определение реальной ситуации позволит сформировать такие приоритеты, которые будут не только соответствовать трендам, но и отвечать потребностям занятости населения региона. Для стратегического анализа трудовых ресурсов Амурской области используется теория стратегии и методология стратегирования В.Л. Квинта, в соответствии с данной теорией, стратегический анализ включает исследование внешних и внутренних сторон объекта стратегирования. К внешним относятся глобальные, национальные, региональные и отраслевые тренды. Для анализа внутренних факторов, влияющих на развитие трудовых ресурсов Амурской области, проанализированы представленные данные о вакансиях работодателей и резюме соискателей региона, размещенных на крупнейших интернет-платформах по трудоустройству в России – HeadHunter и SuperJob. Распространенным методом анализа рынка труда за рубежом является анализ интернет-платформ по трудоустройству. Он «обладает такими положительными чертами, как оперативность, открытость получения данных, а также большой объем генеральной совокупности, которая дает возможность сделать репрезентативную выборку».



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-1633 (Print)
ISSN 2413-662X (Online)