Теория и практика стратегирования
Рост бедности и пространственной асимметрии в социально-экономическом развитии территорий способствует нарастанию социальной напряженности и недовольствам людей, проживающих в данных регионах. В статье представлен сравнительный анализ региональных стратегий семи субъектов РФ – Вологодской области, Воронежской области, Костромской области, Красноярского края, Республики Башкортостан, Республики Саха (Якутия), Республики Татарстан, актуализированный в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Указанные регионы имеют существенные различия по географическому положению, сырьевым ресурсам, инфраструктуре, уровню доходов населения. Выявлено наличие в регионах не только инвариантного, но и избирательного перечня направлений и задач. Предложен инструментарий снижения пространственной социально-экономической асимметрии регионов России. Инструментарий выбран с учетом имеющегося опыта субъектов в реализации стратегий по сглаживанию пространственного неравенства в социально-экономическом развитии: схему развития и размещения производительных сил (Воронежская область); стратегию развития экономических зон и агломераций (Республика Татарстан); стратегию раз- вития муниципальных районов и городских округов (Воронежская область, Республика Татарстан); проекты государственно-частного партнерства (Воронежская область, Красноярский край, Республика Татарстан); геоинформационную систему (Воронежская область, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан). Предложенные стратегии позволят при их применении повысить эффективность мер, реализуемых органами власти субъектов РФ.
Продовольственный рынок является важным элементом экономики каждой страны. Высокие темпы его развития способствуют высокому темпу развития экономики в целом, достаточно высокому уровню обеспеченности продукцией питания, произведенной внутри страны, формирует национальную продовольственную безопасность. В статье проанализировано развитие продовольственного рынка в последние годы, обозначены ключевые факторы, влияющего на его развитие. Сформулировано обоснование необходимости перехода к новому этапу развития продовольственного рынка – формирование двухуровневой системы управления. Автор обосновывает выбор стратегии как приоритетного документа, с помощью которого возможно достижение максимального результата развития. Обосновывается выбор продовольственного рынка Санкт-Петербурга и Ленинградской области в качестве объекта стратегии развития. Продовольственный рынок регионов Санкт-Петербург и Ленинградская область является одним из самых крупных рынков страны с точки зрения объемов потребления продукции и суммарного оборота розничной торговли. Санкт-Петербург, реализующий стратегию развития социально-экономического развития до 2030 г., является лидирующим отечественным регионом в области стратегирования. Формирование стратегии развития продовольственного рынка позволит укрепить данный статус. Реализация задач стратегии развития продовольственного рынка способствует реализации стратегий социально-экономического развития территорий, укреплению позиции в рейтинге конкурентоспособности регионов, привлечению дополнительных инвестиций, развитию инфраструктуры региона. На основе методологии стратегирования В.Л. Квинта разработана схема иерархии стратегий с определением в ней места стратегии развития регионального продовольственного рынка. Сформированы десять принципов, на основе которых возможно формирование региональной стратегии развития продовольственного рынка Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Сформулированные принципы распределены по сформированной классификации принципов.
Экономика знаний
В статье исследовано интегрирование монополий в неоклассическую теорию роста. Автор пытается сделать неоклассическую теорию экономического роста более реалистичной, сопоставив сложности экономического роста и развития с различными типами рыночных структур. Исследование основано на нескольких, хорошо зарекомендовавших себя в литературе, экономических теориях. Создана модель на основе двухсекторной модели роста Солоу–Узавы. Моделирование монополии основано на теории монополии, хорошо обоснованной в экономической литературе. Показано наиболее вероятное поведение домохозяйства с помощью концепции рас- полагаемого дохода и функции полезности Чжана. Модель определяет прибыль монополий на внутреннем рынке, которая равномерно распределяется среди населения. Смоделировано существование точки равновесия, про- веден сравнительный статический анализ по некоторым параметрам.
В статье рассматривается процесс деиндустриализации экономики России. Особое внимание уделено наиболее пострадавшей отрасли машиностроения – станкостроению, его главенствующей роли в развитии производства средств производства. Дается определение политики реиндустриализации как промышленной политики, направленной на модернизацию и инновационное развитие экономики страны. Рассматривается процесс реиндустриализации как основы промышленных политик США и ряда европейских стран. Среди анализируемых стран авторы выделяют Германию, сохранившую свой промышленный потенциал. Приведен сравнительный анализ промышленного сектора Германии и России. В статье анализируется промышленная политика Германии: «штандортная» политика, переход к политике «зеленого» роста, реализация концепции Индустрия 4.0. Даются рекомендации по применению инструментов и мер промышленной политики в России. Проанализирована структура внешней торговли, рассчитаны показатели развития экономики и промышленности Германии и России. Приведена динамика доли занятых в промышленном секторе Германии и России. Учитывая особенности промышленной политики Германии, даются рекомендации, которые могут быть учтены в промышленной политике России. Сделан акцент на развитии национального промышленного сектора в качестве одного из стратегических приоритетов. Сделан вывод о том, что реиндустриализация является одним из средств обеспечения ускоренного развития экономики России и должна стать основой ее промышленной политики
Исследования проведены в рамках проблематики совершенствования инструментов реализации экономической политики, обеспечивающих широкое использование методов стратегического планирования и регулирования в реальной практике управления развитием территориальных систем различного уровня. В статье выделены наиболее актуальные проблемы повышения эффективности планирования социально-экономического развития территориальных систем, в том числе, в условиях становления современной цифровой экономики. В качестве приоритетной проблемы обозначена необходимость внедрения систем аналитической обработки и эффективного применения управленческой информации для обоснования стратегических решений. Проведена сопоставительная оценка наиболее известных методологий, методов и готовых программных решений в области моделирования экономики территориальной социально-экономической системы различного уровня, выявлены их слабые и сильные стороны с точки зрения применимости для решения выделенных проблем и приоритетных задач территориального развития. По результатам анализа сформулированы базовые принципы и требования к разработке инструментария прогнозирования развития территориальных социально-экономических систем, а также предложена концептуальная схема реализации имитационной модели. В общем виде, схема предусматривает адаптацию методологии СНС для формализованного представления баланса расходов и доходов экономических агентов и, одновременно, предполагает применение эконометрических методов, теории нечеткой логики и алгоритмов «мягких вычислений». Рассмотрена формальная постановка задачи моделирования, описаны структура и логика взаимосвязи функциональных блоков имитационной модели. Формализацию взаимосвязей базовых параметров модели предложено осуществить с разбивкой на две группы: в рамках первой группы выявляются и формализуются системные (балансовые) взаимосвязи параметров модели на базе методологии СНС, в рамках второй группы эмпирическим методом выявляются и формализуются факторные взаимосвязи базовых показателей модели с использованием эконометрических методов. В качестве результата практической апробации приведены отдельные результаты прогнозных расчетов в рамках обоснования стратегии социально-экономического развития городского округа город Уфа на перспективу до 2030 г.
В статье раскрыта актуальность формирования инновационного потенциала регионов. Выделены проблемы инновационного развития регионов Центрального федерального округа. Рассмотрены показатели объема инновационных товаров, работ, услуг, затрат на инновации. Определены причины отличий в показателях инновационной активности регионов. Показаны лидирующие регионы, а также представлена динамика изменения показателей в этих регионах. На основе проведённого анализа выявлено, что на инновационное развитие регионов оказывают существенное влияние как объективные факторы, связанные с географическим положением, наличием сырьевых ресурсов, функционированием крупных предприятий, так и субъективные, например, объем инвестиций, размер и структура бюджета, реализуемая местными властями политика. Также в работе дана статистическая оценка инновационной активности регионов Центрального федерального округа. Анализ дифференциации и степени неравенства в структуре общего объема инновационных товаров, работ и услуг были оценены с помощью интегрального коэффициента К. Гатева и индекса Салаи. Методика анализа региональной инновационной деятельности основывается на сопоставлении инновационной деятельности организаций в каждом регионе с аналогичным показателем по Российской Федерации в целом. Проведена группировка субъектов Центрального федерального округа по совокупному индексу инновационной деятельности. Выявлено, что в 2017 году снизился совокупный индекс инновационной деятельности в Брянской области и регион переместился в группу с минимальным значением показателя. Улучшили свои позиции Белгородская и Московская области, переместившись в 2017 году в группу с максимальным значением показателя. Также в исследовании предложены направления активации и совершенствования инновационной среды региона.
Национальная индустриальная экономика
Статья посвящена анализу российских инвестиций в Непале. Рассматривается сегодняшняя ситуация и текущие дипломатические отношения и отмечается благоприятное время для поиска и роста экономических отношений на западном участке, Выражено мнение, что России необходимо расширять экономические связи и с другими континентами, а Азия – лучшее место для расширения своих инвестиций. Некоторые страны Южной Азии, такие, как Индия и Пакистан, уже имеют экономические отношения с Россией, тогда как с Непалом отношения пока не налажены в полной мере. Подчеркнут институциональный фактор, определяющий прямые иностранные инвестиции для привлечения инвестиций в Непал, так как в настоящее время политическая стабильность в Непале возросла. Выделены отрасли, в которые выгодно инвестировать, в то время как инвестиции уже начинают поступать в Непал из России. Инвесторам даны рекомендации по инвестированию в конкретные отрасли уже сейчас, поскольку Непал является страной для привлечения инвестиций, а институциональное состояние этой страны улучшается.
Экономика предприятий
Показано, что важнейшими факторами, определяющими устойчивое инновационное развитие металлургического комплекса, являются наличие конкурентоспособных мощностей по производству металлопродукции при систематическом спросе на российскую металлопродукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Определено, что в результате реализации ведущими металлургическими компаниями крупных инвестиционных программ, реализованных в черной металлургии России, созданы производственные мощности, способные производить ряд видов конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Однако, реализация этого потенциала резко ограничивается вследствие недостаточного развития машиностроительного комплекса. В результате сложился значительный разрыв между созданным за годы благоприятной экономической конъюнктуры крупным производственно-экономическим потенциалом российских металлургических компаний и ограниченными возможностями использования этого потенциала. Обоснованы различные меры развития металлопотребляющих отраслей, включающее максимально возможное расширение источников финансирования, как за счет государственной поддержки, так и за счет привлечения частных инвестиций, в значительной степени на основе государственно-частного партнерства.
Финансовый менеджмент
Рассмотрены основные аспекты управления финансовыми рисками с целью формирования целостной системы, способствующей избежанию финансовых потерь и росту стоимости промышленных предприятий. Охарактеризованы функции финансового риск-менеджмента с точки зрения его практического применения. Представлена стратегия функционирования финансового риск-менеджмента в современных условиях хозяйствования промышленных предприятий. Предложены способы управления финансовыми рисками промышленных предприятий в условиях неопределенности и волатильности экономической среды. Определены меры количественной оценки финансовых рисков, которыми могут служить дискретные величины критериальных показателей деятельности промышленного предприятия, на основе имеющихся статистических данных, значения которых определяются воздействием внешних и внутренних факторов.
Управление трудовыми ресурсами
Стратегирование трудовых ресурсов является важнейшим элементом разработки и реализации стратегии промышленных предприятий. Важнейшее значение имеет организация зеленых мест на промышленных предприятиях, которые в большей степени влияют на экологическую ситуации и в первую очередь попадают под глобальные тенденции «озеленения» экономики. Основным элементом концепции стратегии развития трудовых ресурсов в зеленой экономике является организация системы формирования необходимых навыков у работников. Это не только навыки непосредственного производства чистой продукции, но и формирование специфического мышления о стратегической важности данной продукции, отказа от экологически грязного производства, развитие потребности именно в товарах и услугах, созданных в зеленной экономике. Зеленые рабочие места играют решающую роль в снижении воздействия экономической деятельности на окружающую среду. Данное сокращение является постепенным, и различные рабочие места способствуют этому в разной степени. Целью статьи является в соответствии с методологией стратегирования В.Л. Квинта определить глобальные тренды развития «зеленых» навыков трудовых ресурсов, необходимых для конкурентоспособного функционирования промышленных предприятий в современных и будущих условиях. В статье приведены прогнозы Международной организации труда до 2030 г. изменения потребности в профессиях, профессиональных областях и связанных с ними навыках подчиненных и управленцев. Также показаны перечни навыков, которые считаются необходимыми для развития зеленой экономики в Великобритании и Республике Корее.
В статье обосновано, что в современных условиях возрастает востребованность такой кадровой технологии как наставничество на рабочем месте, что обусловлено: меньшими затратами на систему наставничества, чем на традиционные методы развития персонала (подготовку, переподготовку, повышение квалификации, участие в семинарах и тренингах и т.п.); увеличением пенсионного возраста и реализацией федерального проекта «старшее поколение», способствующих переходу работников старшего возраста в категорию наставников; развитием теории зеркальных нейронов, феноменом «обратного наставничества» и др. Рассмотрены актуальные проблемы развития системы наставничества на промышленных предприятиях России и обоснованы направления их решения. Одним из ключевых предложений является формирование систем обучения наставников, включающее компетентностный уровень (развитие комплекса надпрофессиональных компетенций и навыков обучения взрослых) и технологический уровень (подготовка профессиональных наставников по системам, аналогичным TWI). Обоснованы мероприятия по обмену опытом наставничества, мотивации наставников, предусматривающей моральную мотивацию (через повышение статуса наставника) и материальную мотивацию. Предложено разработать и принять профессиональный стандарт в сфере наставничества, а также развивать нормативную правовую базу в сфере наставничества (изменения в трудовом законодательстве, положения соглашений системы социального партнерства, методические рекомендаций по наставничеству, локальные акты предприятий).
Основой роста экономики России является развитие промышленного сектора. Данный сектор должен иметь стратегию развития национального, регионального и корпоративного уровня. В статье рассматривается корпоративный уровень развития. Стратегия основывается на глобальных трендах продвижения социальной справедливости, соблюдения трудовых прав человека и учитывает явление увеличения доли лиц пожилого населения. Предлагается создание при промышленных предприятиях гериатрических центров, которые позволят снизить экономическую нагрузку на государство, развить социально-ориентированную экономику, повысить качество жизни населения, а также усилить социальную привлекательность данных предприятий. Гериатрические центры обеспечивают собственное функционирование за счет поэтапных выплат сотрудникам предприятий при условие непрерывного трудового стажа, также предполагается частичное субсидирования государством. Приведен пример написания базовых элементов стратегии в области предоставления гериатрических услуг промышленными предприятиями России. Концепция стратегии разработана по методологии стратегирования д.э.н., профессора, Иностранного члена РАН, заслуженного работника высшей школы РФ, лауреата премии имени М.В. Ломоносова за научные работы I степени В.Л. Квинта. На основе OTSW-анализа описаны возможности и угрозы внешней среды объекта стратегирования, а также сильные и слабые его внутренние стороны. Определены миссия и видение, выявлены приоритетные направления развития. Сформированы цели и задачи концепции стратегии развития гериатрических центров при промышленных предприятиях.
Экономика природопользования
Разработка месторождений твердых полезных ископаемых, будь то открытый или подземный способ, предполагает большой объем первоначальных инвестиций, значительная часть которых расходуется на обустройство инфраструктуры будущего предприятия. Капитальные вложения будут тем больше, чем дальше расположен участок недропользования от региональных центров, населенных пунктов, чем сложнее структура самого месторождения. В условиях современной рыночной экономики остро стоит вопрос справедливости распределения прав на недропользование. Участие в конкурсе на приобретение лицензии, несмотря на антимонопольную политику государства в этой сфере, могут позволить себе в основном представители крупного бизнеса, в то время как мелким региональным компаниям остается иметь дело с менее привлекательными с точки зрения инвестирования в разработку месторождениями. Проведен анализ и ранжирование основных факторов, влияющих на рентабельность разработки месторождения в период, предшествующий его вводу в эксплуатацию, с целью предложить метод экономической поддержки и стимулирования представителей бизнеса, готовых заниматься разработкой месторождений, осложненной специфическими рисками горнодобывающего производства. На основе рассмотренных факторов была разработана классификация месторождений по рентабельности отработки, применение которой может дать более точную характеристику предлагаемым к реализации участкам недропользования по уровню необходимых инвестиций в строительство горнодобывающего предприятия. Предложен экономический механизм стимулирования региональных недропользователей, готовых разрабатывать рискованные с точки зрения долгосрочного инвестирования залежи минеральных ресурсов. Предложен коэффициент возврата средств – части стоимости лицензии недропользования в период строительства предприятия, до достижения им проектной мощности.
СПИСОК РЕЦЕНЗЕНТОВ
СПИСОК СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В 2019 ГОДУ
ISSN 2413-662X (Online)